Обзор прессы



15.05.2018 - Водоизмещение преткновения

Какие споры вызывает система распределения инвестиционных квот на Дальнем Востоке.

В списке инвестиционных объектов, подпадающих под программу инвестквот, могут появиться среднетоннажные суда для промысла сельди и минтая. Изначально планировалось, что в этом виде промысла будут задействованы только крупнотоннажные суда, как более эффективные. Предложение исходит от Министерства по развитию Дальнего Востока, Минсельхоз подготовил проект соответствующих поправок в законодательство. В Росрыболовстве считают, что их принятие негативно сказалось бы на эффективности проводимой реформы отрасли.

Нераспределенные квоты

В результате первой отборочной кампании по распределению инвестиционных квот, которая прошла в прошлом году, часть квот осталась не распределена. При общем объеме инвестиционных квот на сельдь и минтай 414 тыс. т удалось распределить лишь 264 тыс. т. Глава Росрыболовства Илья Шестаков комментировал, что ряд компаний не смог принять участие в отборе по чисто техническим причинам: они не успели подготовить документы.

Согласно постановлению правительства РФ, в котором описан порядок распределения инвестиционных квот, в случае, если квоты распределяются не полностью, повторный аукцион проводится в следующем году. В Росрыболовстве предполагали поступить именно так, Шестаков говорил об этом в своем интервью в феврале.

Однако в середине апреля на совещании было озвучено предложение в кратчайшие сроки изменить порядок распределения квот таким образом, чтобы инвестиционную квоту на вылов сельди и минтая смогли получить инвесторы под строительство среднетоннажных судов. «Более 35% инвестиционных квот не реализовано, что само по себе указывает на необходимость корректировки программы за счет строительства более доступных и востребованных для обеспечения сырьем береговых перерабатывающих заводов среднетоннажных судов, а не только крупнотоннажных судов», — говорил на совещании замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. Росрыболовство высказалось резко против.

Споры об объемах

Система распределения инвестиционных квот стала основным предметом дискуссии в отрасли. В частности, этот вопрос был в центре внимания IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса, который прошел в феврале этого года в Москве. «Тренд должен быть в сторону глубокой переработки (рыбы. — РБК+). Не нужно бороться с экспортом, нужно просто увеличивать долю перерабатываемой продукции, давать стимул», — подвел на съезде итоги дискуссии вице-премьер Аркадий Дворкович. Постановление правительства РФ, которое определяет порядок распределения квот, подразумевает, что инвестиционная квота предоставляется под добычу сельди и минтая для строительства только крупнотоннажных траулеров, обеспечивающих полную переработку улова прямо на судне. Строительство средне— и малотоннажных судов тоже возможно, но только для тех пород рыб, вылов которых ведут в береговой зоне малые предприятия.

Росрыболовство отдает приоритет крупнотоннажным судам, объяснял в интервью изданию «Восток России» Илья Шестаков, поскольку они в состоянии обеспечивать серьезные уловы и полностью перерабатывать их в море. «Эффективность переработки рыбы в море все равно будет экономически более высокой, чем заморозка рыбы на судне и ее переработка на берегу, особенно в условиях Дальнего Востока. Именно поэтому государство должно стимулировать создание современных судов с полным циклом на борту», — говорил он.

Среднесуточный вылов крупнотоннажного траулера вдвое выше, чем у среднетоннажного судна (300 т против 150 т), а выпуск продукции глубокой переработки выше более чем в два раза (85 т в сутки против 28 т), следует из технических характеристик типовых судов, размещенных на сайтах производителей. При этом крупнотоннажное судно в состоянии переработать 100% улова против 75% у среднетоннажного судна.

В понятие «переработка» входят разделка и мойка рыбы, а также работа линии по производству консервов. Из отходов производят рыбную муку и жир. Крупные траулеры оснащены всем необходимым перерабатывающим оборудованием, а также вместительными морозильными камерами.

Решение не принято

Предложение разрешить строить среднетоннажные суда под квоты обусловлено тем, что позволяет загрузить заказами дальневосточные верфи. На Дальнем Востоке пока не могут строить крупнотоннажные траулеры, поскольку у судостроительных предприятий нет опыта кооперации с иностранными верфями и производителями оборудования, рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.

Однако «квоты под инвестиции — ресурс ограниченный», объяснял Илья Шестаков позицию Росрыболовства о необходимости строительства крупнотоннажных судов. Под строительство среднетоннажных судов также могут выделяться ресурсы, такие как дальневосточная треска, кальмар, камбала, терпуг, отмечал глава ведомства, но что касается минтая и сельди, на которые приходится свыше трех четвертей вылова на Дальнем Востоке, их добыча наиболее эффективна именно крупными судами. «По нашим оценкам, при сопоставимых удельных капитальных затратах на тонну создаваемой производственной мощности операционная рентабельность крупного судна-новостроя примерно на 30% выше, чем у среднего. Это понятно и из практики: в настоящее время более 70% добычи минтая и сельди ведется крупнотоннажным флотом», — отмечал Шестаков.

Тем не менее в конце апреля Минсельхоз, которым курируется Росрыболовство, разместил на своем сайте проект изменений в законодательство. «Согласно проекту постановления, заявления по инвестиционным проектам в отношении оставшихся нераспределенными долей квот на инвестиционные цели для добычи (вылова) минтая и сельди тихоокеанской будут приниматься в течение пяти месяцев после размещения в установленном порядке извещения», — сказано в пояснительной записке к документу.

Тем временем правительство столкнулось с новой проблемой. Как говорилось в начале мая на совещании с участием премьера Дмитрия Медведева, у регионов возникли трудности со строительством в рамках механизма инвестиционной квоты рыбоперерабатывающих заводов на берегу. «Руководству регионов рекомендовано обеспечить рыбоперерабатывающие заводы, которые будут построены под получение долей, необходимой инфраструктурой», — сказано в резолюции по результатам совещания.

Автор: Алексей Владимиров.