Обзор прессы



18.04.2013 - Остров невезения: где пропали тайные миллионы АВТОВАЗа и "Совкомфлота"

Несколько лет назад в России активно обсуждался вопрос создания в Москве мирового финансового центра. Бизнесмены довольно кивали и соглашались с президентомДмитрием Медведевым. Однако уже тогда все понимали, что мировой финансовый центр для российских компаний создан: только вот находится он не в Москве, а на скромном острове Кипр.

В конце прошлой недели патриотично настроенный российский бизнес в очередной раз продемонстрировал сильную зависимость от Кипра. В отчетах по МСФО стали появляться сведения о средствах, замороженных на острове. Несмотря на объявленный президентом Владимиром Путиным курс на деофшоризацию, первыми ласточками, объявившими о "потерявшихся" на Кипре миллиардах, стали компании АВТОВАЗ (блокирующий пакет акции у госкорпорации "Ростех") и "Совкомфлот" (100% акций принадлежит государству).

У АВТОВАЗа, к примеру, в кипрских банках размещено 641 млн руб. или около 8% всех денежных средств компании. Естественно, хранились они в Laiki Bank и Bank of Cyprus, а потому шанс вернуть их в ближайшее время невелик. Похожая ситуация и у главной судоходной компании России - "Совкомфлота", у которого в Laiki "задержалось" почти 800 млн руб.

Остальные пока делают хорошую мину при плохой игре, однако им вскоре тоже придется публиковать финансовые отчеты. По данным издания "Коммерсантъ", проблемы могут выплыть у газовой компании "Итера". Не исключено, что средства задержались в кипрских банках и у металлургических гигантов вроде ЕВРАЗа, которые управляются через компании, зарегистрированные в Никосии.

Кстати, десятки крупных российских компаний управляются именно через Кипр. УГМК, например, управляется сразу через три кипрские фирмы. "Мечел" контролируется через пять кипрских фирм. У ЕВРАЗа основной акционер также находится на острове.

Попавшийся на МСФО АВТОВАЗ активно использовал в своих управленческих схемах Lada International Ltd., которая была зарегистрирована в курортном городе Лимассол еще в 1996г. Компания занимается в т.ч. экспортными поставками автомобилей марки Lada. Учитывая, что на Кипре машин российского производства практически нет, место регистрации фирмы вряд ли было выбрано с расчетом на поиск новых покупателей.

Совсем недавно каждая компания по-своему использовала кипрские "дочки". Одни перегоняли деньги через Остров Афродиты и возвращали их в качестве инвестиций, значительно облегчая налоговую нагрузку. Другие просто выводили деньги за рубеж, используя схему с кипрскими фирмами, которые якобы оказывали консалтинговые услуги и при этом получали всю прибыль компании.

Затем деньги шли в "надежные" фирмы, зарегистрированные где-нибудь на Бермудских островах или Белизе. Преимущество Кипра заключалось в том, что там это можно было сделать без уплаты налога. При этом на острове были готовы закрыть глаза и на происхождение капиталов.

Удивительно, но за все время кипрского кризиса ни одна компания не покаялась и не пообещала жить по российским законам. Наоборот, потерявшие на Кипре деньги заявляют, что в дальнейшем будут использовать остров в своих интересах, надеясь, что рано или поздно местное правительство сжалится и вернет все на прежние рельсы. Однако не исключено, что обратного пути не будет. ЕС, долго мирившийся с хитрыми махинациями островитян, решил завинтить гайки. И смысла ослаблять их в Брюсселе пока не видят.