Обзор прессы



09.09.2013 - Архангельский флот не отпускают на волю

 

09.09.2013 Источник: www.kommersant.ru

Архангельский траловый флот (АТФ) будет приватизирован с учетом требований местных властей. Новому владельцу придется передать одну акцию АТФ области, чей представитель в совете директоров получит право блокировать решения, касающиеся, в частности, сокращения штата или передачи квот. На таких условиях приступить к рыночному управлению флотом можно будет не ранее 2018 года, но именно тогда АТФ может потерять свою главную ценность - квоты на вылов трески и пикши.

Информация о том, что Росимущество одобрило включение в перечень условий отчуждения из госсобственности 100% акций АТФ предложения правительства Архангельской области, появилась на сайте властей региона: "Предложения были одобрены и в полном объеме включены в состав проводимой сделки". Как сообщал "Ъ" 17 июня, свои предложения власти области внесли в Росимущество практически накануне подписания окончательного варианта условий приватизации АТФ. Речь шла о передаче одной обыкновенной акции региону и подписании акционерного соглашения между областью и инвестором. Кроме того, предлагалось включить в совет директоров представителя области.

Соглашение позволит местным властям сохранить за собой контроль по целому ряду ключевых вопросов управления АТФ. В частности, влиять на кадровые решения, сохранить флот на территории области, поддерживать численность сотрудников (более 1700 человек), сбывать не менее 25% общего улова в области и т. д. Всего в соглашении, которое должно действовать до конца 2018 года, 25 пунктов.

В правительстве Архангельской области необходимость таких условий, которые большинство претендентов на покупку АТФ назвали более жесткими, чем "золотая акция" (предусматривает передачу одной акции в собственность государства и сохранение контроля над предприятием в течение трех лет после смены собственника), объясняют социальной значимостью флота для региона. "Защитить компанию от передачи квот было важнее всего: если бы они ушли в Калининград или Мурманск, дальнейшее развитие компании оказалось бы под вопросом",— приводятся в сообщении слова губернатора Игоря Орлова.

В состав АТФ входят 21 промысловое судно и береговая инфраструктура, в том числе рыбоперерабатывающий завод. Компания владеет самыми крупными квотами на вылов трески и пикши. В 2011 году агентом по продаже 100% АТФ был назначен Газпромбанк. Одобрение ФАС на покупку АТФ уже получили Русская рыбная компания (входит в ГК "Русское море"), ООО ВИРМ (учредитель ООО СЗРК), ОАО "Робинзон" (Мурманск), ОАО "Меридиан" и "АТФ Северные инвестиции" (компания менеджмента АТФ и фонда UCP Ильи Щербовича). Выручка АТФ за 2012 год — 3,44 млрд руб., чистая прибыль — 32,9 млн руб.

Потенциальные участники торгов отказались от комментариев. В неофициальных беседах большинство из них признавали, что социальная часть станет весьма существенным обременением для любого собственника. "При заявленной стоимости 1,9 млрд руб. социальная часть ежегодно без возможности ее оптимизации будет обходиться вдвое дороже",— подсчитал один из них. Как заявляла ранее заместитель директора ОАО "Робинзон" Ирина Мокерова, "управлением АТФ занимаются почти 200 человек, притом что в сопоставимых компаниях обходятся 20, но новый собственник, подписавший соглашение, будет вынужден содержать и этих людей". Потенциальные покупатели уверены, что при таких условиях приступить к рыночному управлению флотом они смогут не ранее 2018 года, когда истечет срок действия соглашения. Но именно тогда государство намерено перераспределить квоты на вылов рыбы, а квоты АТФ на вылов трески и пикши и являются его основной ценностью.