Обзор прессы



22.01.2021 - Порты Петербурга и Ленобласти «просели» впервые за 11 лет

Морские порты Петербурга и Ленобласти перевалили в 2020 году на 6% меньше грузов, чем в 2019 году. Как сообщается на сайте ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», по итогам года их грузооборот составил 241,5 млн т (в порту Бронка грузооборот по итогам года еще не зафиксирован). Так сильно порты не «проседали» уже много лет — с 2009 года в регионе наблюдался ежегодный рост перевалки, она незначительно снижалась только в 2018 году.

Опрошенные изданием «Коммерсантъ» эксперты считают, что падение грузооборота могло оказаться еще больше, если бы портам не удалось частично восполнить потери от обвала экспорта нефти — увеличением перевалки железнорудного сырья и угля.

Лидеры и аутсайдеры

Согласно отчету Администрации морских портов Балтийского моря, показатели портов Петербурга и Ленобласти (-6%, до 231 млн т) оказались хуже общероссийских — в целом по стране перевалка по итогам прошлого года снизилась на 2,3% (820,8 млн т грузов). Рост, например, показал Каспийский (+9,5%) и Дальневосточный бассейн (+4,6%).

В крупнейших по грузообороту портах Петербурга и Ленобласти — Большом порту Санкт-Петербург и Усть-Луге — перевалка сохранилась на уровне 2019 года. Так, в первом перевалили 59,9 млн т (как и в прошлом году), во втором — 102,6 млн (-1%). В порту Санкт-Петербург выросла обработка нефтепродуктов (16%), но упал контейнерооборот (-3%). В Усть-Луге перевалку обеспечили навалочные и наливные грузы, особенно помог экспорт угля (+12%) и минудобрений (+10%).

Негативно на общей динамике сказались показатели порта Приморск, откуда транспортируются нефть и нефтепродукты. Он сократил перевалку на 19%, до 49,3 млн т. В частности, в порту упал объем перевалки нефти на 30%, до 33,2 млн т, но ее падение частично компенсировал рост обработки нефтепродуктов, выросший на 19%, до 16 млн т. Что касается порта Высоцк и Выборг, то в первом грузооборот упал на 4%, до 18,6 млн т, во втором — на 44%, до 0,7 млн т.

Грузооборот порта Калининград за январь—декабрь 2020 года составил 10,4 млн т, что на 6% ниже итогового показателя 2019 года.

Пандемия набирает обороты

Эксперты объясняют отрицательную динамику пандемией COVID-19, из-за которой в мире резко сократилось потребление нефтепродуктов. Доля терминала в общем объеме перевалки нефтепродуктов через Большой порт Санкт-Петербург составляет около 80%, напоминает в разговоре с «Коммерсантом» председатель совета директоров «Петербургского нефтяного терминала» Михаил Скигин. Он считает, что давать прогноз на 2021 год пока рано — «пандемия все еще набирает обороты», а спрос на нефтепродукты так и не восстановился. «Это не значит, что объемы экспорта топлива обязательно будут снижаться, но то, что год будет нестабильным, можно сказать с уверенностью», — добавил он.

Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/spb_sz/22/01/2021/600a78af9a79474ee6853db7?from=from_main_10