Новости - Безопасность мореплавания



01.07.2008 - Босфор, танкеры, нефтепроводы

Начиная с 1991 года, обьемы перевозимой из портов Черного моря азербайджанской, казахстанской и российской нефти стали стремительно расти. Турция не может не тревожиться по этому поводу, так как большая часть этой нефти идет проливами Босфор и Дарданеллы.

В 1996 году 4248 танкеров проследовало Босфором, 10 лет спустя – 10154, рост 239 процентов. Турция практически бессильна в контроле либо ограничении судоходства в проливах, согласно Конвенции Монтро 1936 года, страна не только не имеет права взимать сбор за следование проливами, но даже и ввести обязательную лоцманскую проводку. За последние 17 лет население Стамбула значительно выросло, с 10.3 до 13 миллионов человек, город является единственным в мире городом, разделенным на две части проливом с оживленнейшим судоходством. Турция опасается серьезной аварии или катастрофы с участием танкера в грузу, тем более, что опыт уже есть – Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью. Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море. Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время. Общий ущерб составил не менее миллиарда долларов. В настоящее время пролив проходят танкеры, вчетеверо превосходящие Nassia по грузовместимости. Некоторые факты: Пролив Босфор - его длина 19 миль, навигационная ширина в среднем - 1 миля. В самом узком месте ширина пролива составляет 700 метров. Резкие повороты, заставляющие судно менять курс по меньшей мере 12 раз. В местах некоторых поворотов (например Канлика) встречные суда не видны. Согласно Конвенции Монтро от 1936 года, лоцманская проводка необязательна. Суда России и Украины, как правило, лоцманов не берут, однако в 2002 году Турция вынуждена была ввести ограничения на безлоцманский проход, что вызвало негативную реакцию России, заявившей Турции, что такие меры приведут к перебоям в поставках сырой нефти в Европу и росту стоимости фрахта. Мощные и быстрые течения, встречные течения, водовороты. Пролив пересекают два моста, опоры одного из них размещены в водах пролива. Ежегодное количество судов, проходящих проливом, порядка 45 тысяч. Пролив в восточном направлении пересекают порядка 1000/сутки паромов, в среднем через пролив перевозится 1.5 миллиона человек ежедневно, плюс сотни рыболовных судов, прогулочных и т.п. В 2007 году Босфором проследовало 56606 грузовых судов, из них 10054 танкера с 143939432 тонн нефти. Дарданеллами проследовало 9271 танкеров с 149320000 тонн нефти и нефтепродуктов, всего Дарданеллами проследовало 48915 судов (Deniz Haber Agency, February 12). Понятно, что Турция заинтересована в нефтепроводах, как потому, что они снижают нагрузку на проливы, так и потому, что нефтепроводы, проходящие по территории страны и заканчивающиеся нефтетерминалами, приносят ей, в отличие от проливов, ощутимые доходы. На нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан ВТС Турция уже заработала 2 миллиарда долларов, по ВТС перевалено 378 миллионов баррелей азербайджанской нефти (Anadolu Ajansi, May 24). ВТС начал работу в мае 2006 года, его протяженность 1092 мили, стоимость строительства составила 3.6 миллиарда долларов. В настоящее время пропускная мощность ВТС составляет 700000 баррелей/сутки, со следующего года нефтепровод выйдет на полную мощность в миллион баррелей/сутки. Благодаря ВТС в 2007 году, впервые за декады, количество проследовавших Босфором танкеров сократилось на 100 единиц. В январе-феврале этого года Босфором проследовало на 200 танкеров меньше, чем в прошлом году, обьем проследовавшей проливом нефти сократился на 20 миллионов тонн. (Deniz Haber Agency, March 13). Турция активно продвигает строительство еще одного нефтепровода, Самсун-Джейхан SCP, его протяженность 340 миль, стоимость строительства 1.5 миллиарда долларов, будет запущен в 2009 году. С вводом в строй SCP аналитики прогнозируют 50% сокращение транзита Босфором танкеров, без него к 2018 году годовой обьем следующей проливом нефти составит 250 миллионов баррелей. (UPI, June 25). В дальнейшем Анкара планирует значительно расширить мощности Джейхан, превратив его не только в перевалочный центр, но и в центр переработки нефти, для чего там будет построен НПЗ стоимостью 4 миллиарда долларов (Deniz Haber Agency, April 27, 2007). Анкара не скрывает озабоченности планами России построить нефтепровод Бургас (Болгария) – Александрополус (Греция). С одной стороны, нефтепровод будет способствовать разгрузке Босфора, с другой – страна лишится потенциальных доходов от роста транзита нефти нефтепроводами. Лучший выход для Анкары, это строительство новых нефтепроводов, но – по территории Турции. Морской бюллетень