Новости - Безопасность мореплавания



04.06.2008 - Еще раз о резолюции ООН по пиратству

Резолюция наделала много шуму, все торжествуют и приветствуют, СМИ публикуют – я вчера написал большую статью в запарке, а сейчас хочу немного проанализировать само решение, что оно может дать, а чего не может. Прежде всего – дает оно очень мало, практически ничего, с технической точки зрения борьбы с пиратством.

Хватает (и у меня в архиве они есть) описаний случаев, когда корабли сил коалиции (доказанно – американские, французские) без всяких резолюций входили в воды Сомали, преследуя пиратов и/или захваченные ими суда. В случае, если судно уже захвачено пиратами, его можно преследовать вплоть до того места, куда его приведут – корабли бессильны, потому что пираты прикрываются, как живыми щитами, экипажем. Корабли сил коалиции не в состоянии, на данном этапе, отогнать пиратские лодки или подойти на помощь вовремя, и в международных водах, из-за очень большого количества пиратов и бывает, нескольких нападений сразу. У пиратов (это также доказанный факт) есть не только центр, штаб, который разрабатывает планы захватов судов и руководит деятельностью ряда банд, но и соответствующая разведка при этом штабе, которая дает точные наводки на те или иные суда, удобные для пиратов как технически для захвата, так и далее для вымогательства выкупа (небольшие суда европейских судовладельцев прежде всего). У пиратов есть отлаженная, как швейцарские часы, система ведения переговоров через посредников (все известные мне случаи – через посредников в Лондоне), и выплаты/получения выкупа, наличными. Хотя не удивлюсь, если их изобретательность позволит или уже позволяет осуществлять и безналичные переводы. Без попыток разрушить эту систему, и прежде всего мозговой центр, борьба с пиратством сведется к чисто механической защите проходящих судов. Чисто механическая защита судов в море кораблями ВМС различных стран это пусть частичное, но решение проблемы. Однако и тут есть принципиальные вопросы. Прежде всего, имеющихся в регионе сил коалиции мало. Требуется больше. Например, наши ВМС вчера заявили, что готовы выслать корабли в регион. И это можно только приветствовать и горячо надеяться, что так и будет. Но! Огромное но, которое относится не только к нашим ВМС, но и к прочим. Что они там будут делать? Бессмысленно бороздить воды, спрашивая каждое судно, которому угрожает нападение, граждане каких стран на его борту имеются? И если граждан «своей» страны нет, а рядом угрожают судну, на котором они есть, то спешить в первую очередь к нему? Это что-ж там за бардак такой будет? Резолюция ООН, это робкое А, и надо уж договорить и сказать Б. А именно: Всем заинтересованным странам необходимо как можно быстрее приступить к переговорам о характере и уровне совместного патрулирования в водах Аденского залива/Красного моря: - прежде всего, необходим единый центр командования и штаб, то есть, корабли разных стран не должны действовать сами по себе и подчиняться исключительно своему руководству, на время патрулирования у них будет другое командование – командование совместными силами в регионе; - определение сил каждой страны и времени, в течении которого она сможет обеспечивать присутствие этих сил. Далее пойдут уже чисто военные вопросы и проблемы, которые им и решать. Только в этом случае борьба с пиратством в регионе станет не только реальной и более или менее эффективной, но и заставит, и это не менее важно, сотрудничать все заинтересованные страны, причем на ином уровне, на уровне осуществления совместной очень крупной военной операции. Для наших патриотов, плюющих пеной и ядовитой слюной при одном слове НАТО, хочу особо отметить – проблема сомалийского пиратства трогает всех, она задевает реальные, жизненные интересы европейских стран и России в том числе. Никто тут никаких задних целей и мыслей не имеет – задача одна, как-то этих бандитов обуздать и обеспечить безопасность судоходства. Войтенко М.Д. 4 июня 2008