Новости - Безопасность мореплавания



21.03.2008 - ЕС планирует ужесточить требования к судоходству

11-12 марта в Роттердаме прошла 5-я ежегодная конференция Технология Чистое Судно Green Ship Technology, в которой приняло участие более 190 делегатов. Обсуждались все аспекты экологически чистого судоходства, от юридических сложностей до непосредственно технологий и их коммерциализации.

Но на конференции прозвучали и очень тревожные нотки, в выступлениях политиков. Они готовы ввести принудительные меры по ограничению выбросов с судов в атмсферу в том случае, если IMO, в ходе встреч комитета по защите окружающей среды МЕРС в период с настоящего времени по середину следующего года, не разработает каких-то положительных и эффективных мер – а что такое эффективные меры со стороны IMO, решать будут также политики. С докладами выступили порядка 40 участников, представляющих правительства, законотворческие органы, классификационные общества, производителей оборудования, судовладельцев. Председателем конференции был Андреас Крисостомо, координатор в министерстве транспорта Кипра и глава комитета МЕРС. На конференции представители ЕС заявили, что ЕС руками и ногами за развитие судоходства, как наиболее экологически чистого вида транспорта, однако к 2020 году, если не будет принято мер, на долю судоходства будет приходиться до 50% всех выбросов в атмсферу в Европу. ЕС считает, что контрольные цифры для европейского судоходства, это снижение выброса углекислоты на 20% к 2020 году и на 80% к 2050 году. IMO еще не решила, будут ли меры по ограничению выбросов принудительными или добровольными, и планирует ввести эти меры не ранее, чем через 6-7 лет, а вот это для ЕС совершенно неприемлимо. Представители ЕС предложили разработать поправки к действующему приложению 6 MARPOL значительно раньше, увязав их принятие с ассамблеей ООН в Копенгагене в 2009 году, где будет обсуждаться новый протокол на смену Киотскому, с вступлением в силу в 2012 году. Чтобы подстраховаться (ну, то есть, ЕС считает, что на IMO особо полагаться не приходится), ЕС разработает ряд собственных мер, которые будут, если их примут, обязательными. Среди них будут такие, как торговля квотами выбросов, различные величины портовых сборов в зависимости от выброса, ограничение на выброс СО2 в портах ЕС. Масла в огонь подлили Нидерланды, представитель министерства транспорта которых заявил, что если IMO не выдаст чего-то удовлетворительного, политикам ЕС надо брать дело в свои руки, да и вообще – разошелся голландец – ЕС надо показать пример всему миру, жестко и эффективно сократив выбросы. Взятие проб с 200 судов (в зоне SECA в Северном море) и их анализ подтвердили прямую связь между содержанием серы в топливе и выбросом твердых частиц РМ10, причем их выброс сократился на 10% после того, как ввели зону SECA с ограничением на содержание серы в топливе 1.5%. Причем голландцы считают, что эти вот частицы и есть самые вредные для здоровья и с/х, а их выброс с судов больше, чем например, с автотранспорта. Ведутся исследования по дальнейшему ограничению содержания серы в топливе, а именно – переходу на дистиллаты с содержанием серы не более 0.5%. Нидерланды могут очищать 8 миллионов тонн производимого на НПЗ страны ежегодно бункера еще больше, до желательных параметров, при условии инвестирования в НПЗ 2 миллиардов евро, а в мировых масштабах на это потребуется 300 миллиардов долларов. При этом выброс в атмсферу углекислоты с НПЗ вырастет на 2%. Согласно голландским изысканиям, если уж и переходить на дистиллаты, то переходить поэтапно, в течении порядка 12 лет, чтобы, прямо говоря, не обвалить рынок. Lloyd’s Register попытался охладить разбушевавшихся политиков некоторыми цифрами – статистика IMO за 2007 год показала, что судоходство выбрасывает в атмосферу 16.2 миллиона тонн оксидов серы и 25.8 миллиона тонн окислов азота, против 99 и 78 миллионов соответственно, выбрасываемых с других источников. Согласно данным ООН за 2004 год, на судоходство пришлось 1120 миллионов тонн углекислоты против общемировых 27246 миллиона. Но конечно, угрюмо согласился представитель Lloyd’s Register, и 4% выброса углекислоты много. IMO, тем временем, ужесточит существующих Стандарт (Tier) 1 на ограничение выбросов окислов азота на 15-22% для новых двигателей, вводом в силу Стандарта 2 с января 2011 года, а в 2016 году планируется ввести в силу Стандарт 3, ограничение 80% от существующих на сегодня уровней в зонах ограничения выброса, принятых IMO. Действущие двигатели (производства 1990-99 гг) должны будут приведены в соответствие с требованиями Стандарта 1, в противном случае, операторов и владельцев ждут наказания посредством антимонопольного законодательства. Есть предложения по принудительному использованию дистиллатов и запрету на вход в порты. Меры по ограничению выброса оксидов серы будут рассматриваться уже на следующей встрече МЕРС, 31 марта. Будут рассматриваться различные варианты мер по ограничению содержания серы в топливе, вплоть до лимита 0.1% в зонах SECA к 2012 году. «В общем», пессимистично прокомментировали прошедшую конференцию представители отрасли, «делать, действительно, что-то надо, причем быстро, иначе за нас начнут делать другие, а нам останется только подчиниться». Морской бюллетень