Новости - Безопасность мореплавания



10.04.2008 - Завершила работу конференция ARCTIC SHIPPING-2008

В Санкт-Петербурге завершила работу 4-ая Международная ежегодная конференция ARCTIC SHIPPING, центральной темой которой стали разработка и проектирование арктических газовозов для перевозки СПГ.

Участники форума имели возможность посетить ГМА им. адм. С.О. Макарова, а также принять участие в работе семинара, посвященного разработке арктических газовозов. Международная морская общественность заинтересована в безопасности и эффективности плавания в Арктике при сохранении экологического баланса региона. Растущий спрос на энергоресурсы вынуждает осваивать новые месторождения. В России большинство разведанных запасов углеводородов располагается в районах Крайнего Севера и на шельфе арктических морей. Постепенное смещение центров добычи в арктические районы требует обратить особое внимание на новые схемы вывоза топлива морским транспортом. В настоящее время активно строятся и эксплуатируются серии нефтеналивных и грузовых судов для снабжения морских нефтегазовых сооружений и регулярного круглогодичного вывоза сырья из арктических районов, решаются задачи развития морской транспортировки СПГ в Арктике. Особенностям арктических газовозов был посвящен доклад РС, подготовленный совместно со специалистами ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. Главные критерии при проектировании арктических судов – их надежность и экономическая эффективность. Для обеспечения безопасности перевозок судно должно проектироваться, строиться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями конвенций и нормативных документов под техническим наблюдением классификационного общества. Суда для арктической перевозки СПГ ранее не создавались, и в связи с этим в настоящее время нет нормативных документов, в полной мере учитывающих особенности эксплуатации арктических газовозов. В настоящее время РС разрабатывает требования с учетом особенностей крупнотоннажных арктических газовозов, которые оказывают существенное влияние на регламентацию ледовой прочности корпуса:  ухудшенная маневренность, характерная для крупнотоннажных судов;  значительная ширина проектируемых арктических газовозов, превосходящая ширину канала, прокладываемого ледоколами;  бульбообразная форма носовой конечности, неблагоприятная для плавания во льдах. Крупнотоннажные арктические газовозы относятся к числу наиболее высокотехнологичных судов, что обусловлено необходимостью исключить возможность крупной аварии при транспортировке одного из самых опасных грузов. При проектировании газовозов для Арктики возникают дополнительные проблемы, связанные с низкими температурами и ледовыми нагрузками. Специалисты РС уделили большое внимание анализу различных аспектов проектирования арктических газовозов:  выбор формы и конструкции корпуса СПГ, позволяющих достичь оптимальных показателей по ледопроходимости и обеспечить сохранность груза и бесперебойность его поставки на мировые рынки;  выбор энергетической установки и связанные с этим вопросы эмиссии СО2;  выбор системы грузовых емкостей;  целесообразность использования системы повторного сжижения испарившегося газа;  назначение расчетного срока эксплуатации судна;  возможность самостоятельного плавания судна во льдах и разработка оптимальных схем взаимодействия судна с ледоколом;  анализ возможных схем вывоза СПГ из арктических регионов. Специалисты РС совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова проводят исследования, направленные на создание научно обоснованных нормативов и методик для регламентации эксплуатационной и аварийной ледовой прочности крупнотоннажных арктических газовозов. Полученные результаты дают РС возможность уже в настоящее время рассматривать проекты арктических газовозов в части требований к ледовой и аварийной прочности корпуса. Для создания арктических газовозов требуется применение не только традиционных и годами проверенных решений, но и внедрение инноваций, позволяющих повысить безопасность и эффективность эксплуатации этих судов. Выполненные РС совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова исследования создают основу для проектирования арктических газовозов, способных обеспечить надежность и безопасность поставок российского газа мировым потребителям.