Новости - Безопасность мореплавания



01.06.2006 - Судовой информационный терминал ледовой обстановки.

В марте 2006 года компания ООО «Моринтех» и ГУ «ААНИИ» закончили совместную разработку новой судовой ГИС-системы с оперативным обновлением информации о ледовой и гидрометеорологической обстановке - ГИС dKart Ice Navigator.

В феврале-апреле 2006 года ГИС dKart Ice Navigator успешно прошла испытания в Татарском проливе на борту нефтеналивного танкера “Ника-1”, при проводке судов в Финском заливе на ледоколе «Адмирал Макаров», а также на новом дизель-электроходе «Норильский Никель», при самостоятельном (безледокольном) плавании по трассе п. Мурманск - п. Дудинка. Из отзывов капитанов судов можно сделать вывод, что оперативное получение ледовой информации и совмещение ее с навигационной электронной картой способствует повышению безопасности мореплавания и позволяет сократить время переходов во льдах, принимать правильные решения в нестандартных тяжелых условиях плавания. На очередном заседании Совета «Некоммерческого Партнерства по координации использования Северного морского пути», который проходил в Мурманске в период 26-27 апреля 2006 года, были заслушаны выступления представителей ООО «Моринтех» и ГУ «ААНИИ» о применении новой технологии специализированного гидрометеорологического обеспечения ледового плавания с использованием компьютерных средств dKart Ice Navigator. Совет считает целесообразным рекомендовать операторам ледокольного флота и судоходным компаниям ознакомиться с технологией dKart и в случае заинтересованности обращаться в ГУ «ААНИИ» о заключении договоров на предоставление технологии и услуг. Установленный на судне ГИС-терминал dKart Ice Navigator предоставляет капитану подробную информацию о состоянии ледяного покрова на пути следования и позволяет выбирать наиболее оптимальные маршруты движения. Береговой сегмент ГИС позволяет передавать оперативную информацию на борт судна 24 часа в сутки, обеспечивая с одной стороны достоверность и качество информации, а с другой стороны оптимальность объема данных с целью экономии траффика спутниковой связи. Использование современных средств телекоммуникации (спутниковые каналы INMARSAT и Iridium) позволяет оперативно доставлять информацию (спутниковые снимки, ледовые карты, прогноз погоды и пр.) на объекты в море и на суше и что особенно важно, отображать ее в электронных навигационных картографических системах. Ледовая прогностическая и оперативная информация интегрируется в систему обеспечения навигационных расчетов благодаря представлению ледовых карт в ГИС-форматах dKart Ice Navigator в качестве отдельного пользовательского слоя электронной навигационной карты, что позволяет наглядно сопоставить ее содержание с данными прогноза. При проектировании и создании комплекса учтены требования действующих международных и отечественных нормативных документов, регламентирующих работу во льдах в Арктической зоне. Особое внимание уделено обеспечению навигационной безопасности при вычислении рекомендованного пути следования за счет оперативной обработки большого объема разнородной информации, получаемой со спутников, с использованием многолетнего опыта исследований специалистами ААНИИ в реальном времени с отображением результатов решения задач на электронной карте, эквивалентной бумажной морской навигационной карте. Справка: Эффективность судовых АРМ с электронными навигационными картами, совмещенными со станцией связи для регулярного приема оперативных и прогнозных ледовых карт из центра “Север” была наглядно продемонстрирована в ходе первого в мире перехода научно-экспедиционного судна “Академик Федоров” через Северный полюс к месту высадки научной станции СП-34 без сопровождения ледокола в августе-сентябре 2005 года. На борту НЭС “Академик Федоров” были установлены станция “СканЭкс” с антенной диаметром 1 м и станция “Лиана” для оперативного приема метеоданных с космических аппаратов NOAA. Данные ледовой разведки передавались также на борт судна по каналам спутниковой связи из центра “Север” ААНИИ. Обработка растровых и векторных карт ледовой обстановки проводилась на первой вресии судового информационного терминала ГИС dKart Ice Navigator.