Новости - Безопасность мореплавания



17.10.2011 - Принята Резолюция Конференции негосударственных лоцманов

Резолюция Конференции негосударственных лоцманских организаций России «О лоцманской деятельности в Российской Федерации и регулировании портовых сборов в морских портах»

14 сентября 2011 года г. Москва В связи с разработкой Минтрансом России проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», направленного на фактическое запрещение деятельности негосударственных лоцманских организаций на территории Российской Федерации и вступающего в противоречие с Конституцией Российской Федерации, а также продолжающимися усилиями по созданию препятствий законной деятельности этих организаций, участники конференции обсудили наиболее острые проблемы лоцманской деятельности в Российской Федерации и регулировании портовых сборов в морских портах и отмечают: Значение лоцманской деятельности не может быть ограничено рамками компетенции не только отдельных субъектов Российской Федерации, но и государства в целом. Об этом свидетельствуют международные конвенции, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и национальное законодательство многих стран, в том числе и Законодательство Российской Федерации. Будучи составной частью мировой системы безопасности мореплавания, лоцманское обеспечение должно соответствовать международным и национальным требованиям и практике в этой сфере деятельности. В морских странах существует различные организационно-правовые формы лоцманской деятельности, но наибольшее распространение (около 2/3 от общего числа) получили самоуправляемые негосударственные лоцманские организации. Эти организации в той или иной форме управляются лоцманами, хотя все они находятся под жестким государственным контролем. В девяностые годы лоцманским сообществом и Минтрансом России была разработана и внедрена первая в мире специализированная система добровольной сертификации лоцманских служб, в соответствии с международным стандартом ISO-9002. Это позволило существенно повысить организацию и эффективность лоцманской деятельности, обеспечения безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним. Однако в новом тысячелетии при «огосударствлении» лоцманской деятельности в Российской Федерации эта система была отменена, что снизило темпы совершенствования лоцманского обслуживания и, в целом, привело к отставанию России от ведущих морских держав. Лоцманы России – работники негосударственных организаций по лоцманской проводке судов - в связи с неконституционностью положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания РФ и постановления Правительства РФ от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в 2004 г. отстояли свои права в Конституционном Суде РФ. Федеральное Собрание РФ при поддержке Общественной палаты РФ в 2011 г. подтвердило право негосударственных лоцманских организаций на оказание лоцманских услуг. Вступили в силу Федеральные законы N 47-ФЗ от 05.04.2011 и № 113-ФЗ 03.06.2011 г., обеспечивающие равные права негосударственных и государственных лоцманских организаций в морских портах и на внутренних водных путях. Однако принятие указанных законов не остановило стремления заинтересованных чиновников Минтранса России к нарушению Конституции РФ и в настоящее время ими продолжаются попытки изменить положения КТМ РФ в части оказании лоцманских услуг негосударственными лоцманскими организациями. Разработанным Минтрансом России и проходящим согласование в министерствах проектом закона предлагается закрепить права на лоцманскую деятельность в морских портах исключительно за лоцманской организацией, создаваемой в форме федерального бюджетного учреждения, что противоречит Конституции РФ и не соответствует Постановлению Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П. Предложение о закреплении функции по лоцманскому обеспечению торгового мореплавания исключительно за государством не обосновано ни технологически, ни экономически. Не сформулированы и не могут быть сформулированы государственные цели такого шага, поскольку интересы государства в данном случае подменены интересами чиновников Минтранса России. Указанным законопроектом предлагается также узаконить лоцманскую проводку судна методом, не применяемым в мировой практике и, в том числе, в России - при отсутствии морского лоцмана на судне. Введение новых методов организации безопасности мореплавания, в том числе, новых методов лоцманской проводки, требует особой осторожности, глубокого и тщательного обсуждения в профессиональной среде. Затем должен следовать этап практической проверки этих методов, их эффективности и адекватности современным требованиям безопасности мореплавания. Волюнтаристское внедрение абстрактных новаций недопустимо. Конференция считает, что Министерство транспорта, фактически, пытается ввести двойные стандарты безопасности на морском транспорте. Если на внутренних водных путях (статья 41 КВВТ РФ, поправки в которую приняты федеральным законом от 05.04.2011г. № 47-ФЗ) прямо предусматривается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, то в статью 87 КТМ РФ предлагается внести поправку на осуществление лоцманской проводки судов только лоцманами, являющимися работниками федерального бюджетного учреждения. Таким образом, упомянутой законопроектной инициативой, Минтранс России предлагает запретить положение, согласно которому лоцманская проводка может осуществляться лоцманскими организациями любой формы собственности. Некоммерческое партнерство «Национальное объединение лоцманских организаций» (НП «НОЛО»), занимая конструктивную позицию по совершенствованию законодательного регулирования лоцманской деятельности, анализирует законодательство и опыт лоцманской деятельности в России и продолжает изучать современное законодательство стран ЕС в области безопасности мореплавания и лоцманской деятельности. Заслуживает внимания исследования, проведенные в 2009 г. на факультете судоходства и морских технологий университета Челмерс, г. Гётеборг Швеция на тему: «Возможные преимущества введения конкуренции в сфере лоцманских услуг в Финляндии». В ходе исследования были рассмотрены проблемы, которые существуют и в нашей стране. Выводы, сделанные в исследовании, основанные на новейшем законодательстве трех европейских государств и антимонопольном законодательстве ЕС, опровергают аргументацию Минтранса России о создании единой государственной лоцманской организации. Автор приходит к выводам о возможности параллельной работы государственных и негосударственных лоцманских организаций; наличия единых стандартов лоцманской проводки и т.д. Исходя из опыта подавляющего большинства европейских государств и накопленного опыта лоцманского обеспечения в России НП «НОЛО» в феврале 2010 г. предложило Минтрансу России концепцию деятельности лоцманских организаций России, основанную на объединении их в общероссийскую саморегулируемую организацию в соответствии с федеральным законом от 2007 г. «О саморегулируемых организациях», организационно-правовая форма которой соответствует позиции Еросоюза. Разработанная концепция гарантирует стабильное, качественное и эффективное лоцманское обслуживание судов во всех портах России и обеспечивает открытость лоцманской деятельности. Однако до настоящего времени НП «НОЛО» ответа от Минтранса России не получило. В последние 10 лет государственная политика Минтранса России в лоцманском вопросе фактически была сведена к борьбе с негосударственными лоцманами. Минтранс России не принимает мер к выполнению требований постановления Правительства РФ от 22.09.2008 г. № 707 «О порядке ведения раздельного учета субъектами естественных монополий» и от 23.04.2008г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». При существенной убыточности лоцманских служб ФГУП «Росморпорт» не вводятся экономически обоснованные ставки (тарифы) на лоцманскую проводку судов в портах и не проводится индексация их в соответствии с инфляцией и ростом тарифов на топливо, электроэнергию, услуги ЖКХ и др. В тоже время, другие портовые сборы (навигационный, ледокольный, маячный, канальный), которые используются ФГУП «Росморпорт» для перекрестного субсидирования убыточных лоцманских служб филиалов, несмотря на их достаточность и даже сверхприбыльность продолжают повышаться, что дает неограниченные финансовые возможности для организации конкуренции с негосударственным лоцманскими организациями на демпинговых условиях. Несмотря на указ Президента РФ № 426, изданный ещё в 1997году, ФГУП «Росморпорт» в течение всего срока своего существования не ведёт раздельного учёта доходов и расходов по видам деятельности. Перекрёстное субсидирование – не вынужденное, а сознательное нарушение законодательства, которое осуществляет ФГУП «Росморпорт» в целях недобросовестной конкуренции с негосударственными лоцманскими организациями. Катастрофа теплохода «Булгария», ряд других аварий всколыхнули общественность и вызвали тревожный интерес к проблеме предупреждения аварийности на транспорте. Вместе с тем, в последние годы, несмотря на аварийность судов на морском и речном транспорте, существенное повышение судопотока в портах и на подходах к ним в связи с ростом грузооборота портов, в том числе перевозки нефтепродуктов и других опасных грузов, Минтранс России систематически снижает требования в области безопасности мореплавания. Так в 2010 г. отменена обязательная лоцманская проводка иностранных судов и судов с опасными грузами, следующих в российские порты Азовского моря, существовавшая с советских времен и существующая в настоящее время в портах Украины. Упразднена система работы признанных организаций, которым по заявкам грузовладельцев поручено испытывать и сертифицировать грузы, предназначенные к морской перевозке. Из Правил 2003 г., зарегистрированных Минюстом и эффективно действующих на протяжении 8 лет, новым проектом приказа Минтранса России исключаются ключевые понятия Международной Конвенции СОЛАС-74 «Информация о грузе» и «Признанные независимые организации», которым грузоотправитель поручает проводить испытания и обеспечить представление достоверной информации о свойствах грузов, предъявляемых к морской перевозке. Готовится к подписанию приказ об упразднении обязательной лоцманской проводки в порты России в восточной части Финского залива для крупнотоннажных судов с опасным грузом, введенной в 2001 г. в связи со строительством порта Приморск. При существенной роли Служб управления движением судов (СУДС) в обеспечении безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним и имевших место аварийных случаях судов в зонах их действия, до настоящего времени нормативными актами не определена их ответственность за некачественное выполнение установленных функций. В рамках действующего законодательства требует отдельного рассмотрения и нормативного правового урегулирования деятельность ледовых лоцманов на трассах Севморпути. Распространяется необоснованное ужесточение Пограничной службой ФСБ России требований к лоцманам негосударственных организаций по сравнению с лоцманами ФГУП «Росморпорт» при оформлении пропусков для осуществления лоцманской проводки судов под иностранным флагом, что отрицательно влияет на ритмичность обработки судов в портах. Участники Конференции выражают признательность Президенту РФ, Совету Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Федеральной антимонопольной службе России, Общественной палате РФ, Российскому союзу промышленников и предпринимателей за поддержку в отстаивании гражданами России – негосударственными лоцманами – своих конституционных прав и настойчивость при рассмотрении и принятии проектов федеральных законов о внесении поправок в КТМ РФ и выражают уверенность, что решение обсуждаемых на Конференции вопросов поможет закреплению соответствующей Конституции РФ и международной практике системы лоцманской деятельности в морских портах, что позволит совершенствовать в дальнейшем методы реализации национальной морской политики, провозглашенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года. Участники Конференции, основываясь: - на ст. 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ, ст. 87 Кодекса торгового Мореплавания РФ, ст. 41 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, требованиях Международных Конвенций, антимонопольном законодательстве ЕС, касающихся безопасности на море, предупреждения и контроля за загрязнением моря с судов, - на требованиях Указа Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 в части раздельного учета затрат по видам деятельности субъектов естественных монополий, и постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. № 707 «О порядке ведения раздельного учета субъектами естественных монополий» и от 23.04.2008г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»; - на политике Руководства страны о сокращении прямого и непосредственного участия государства в экономике - сфере услуг; заявляя: - о необходимости совершенствования технического оснащения лоцманских организаций и организационного управления, в соответствии с требованиям ИМО по безопасности мореплавания и защите окружающей среды, - о том, что одним из важных средств предупреждения аварий на море и загрязнения моря с судов являются высокий профессионализм лоцманов и персонала СУДС, относящийся к безопасности на море и предупреждению загрязнения, просят: I. Правительство Российской Федерации 1.1. Отклонить готовящийся Минтрансом России проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», направленный на необоснованное запрещение деятельности негосударственных лоцманских организаций как противоречащий Конституции РФ и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 7-П. 1.2. В связи с предстоящим акционированием ФГУП «Росморпорт» при подготовке плана предстоящих в рамках приватизации ФГУП «Росморпорт» действий включить в него следующие обязательные этапы приватизации: а) обеспечение раздельного учёта доходов и расходов по видам деятельности ФГУП и решение вопроса с инвестициями, выделенными «Росморпорт» под ФЦП; б) передача функций по взиманию навигационного, маячного, корабельного сборов администрациям морских портов, сохранив за акционируемым ФГУП «Росморпорт» право на возмездное оказание услуг в портах; в) изъятие имущества, обеспечивающего безопасность мореплавания и иного не подлежащего приватизации имущества, приватизация которого прямо запрещена законом о морских портах; г) изъятие имущества, которое самим ФГУП не эксплуатировалось, и находится в долгосрочном владении других хозяйствующих субъектов; д) приватизация созданных в результате разделения ФГУП организаций; II. Комитет Государственной Думы по транспорту Федерального Собрания Российской Федерации 2.1.Продолжить работу рабочей группы экспертов по выработке предложений для внесения изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, предусматривающих создание общероссийской саморегулируемой лоцманской организации, члены которой, оказывают лоцманские услуги и учитывают передовую практику деятельности, а также мнения лоцманских организаций. III. Минтранс России 3.1. Снять с рассмотрения готовящийся проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», направленный на антиконституционное необоснованное запрещение деятельности негосударственных лоцманских организаций. 3.2. С участием представителей лоцманских организаций внести необходимые изменения в Положение о морских лоцманах Российской Федерации, нормативные документы СУДС, Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и Обязательные постановления в соответствующих морских портах. 3.3. Обеспечить исполнение ФГУП «Росморпорт» требований постановления Правительства РФ от 22.09.2008 № 707 в части ведения раздельного учёта доходов и расходов субъектов естественных монополий. 3.4. В возможно короткий срок обратиться в Федеральную службу по тарифам о индексации тарифов лоцманского сбора с учетом инфляции и ростом тарифов на топливо, электроэнергию, услуги ЖКХ и др. 3.5. Оставить в действии приказ Минтранса России от 02.10.2001 г. № 149 об установлении районов обязательной лоцманской проводки от о. Родшер до портов РФ в Финском заливе до их введения и опубликования в Обязательных постановлениях в морских портах Финского залива. 3.6. Восстановить обязательную лоцманскую проводку судов, следующих в Российские морские порты Азовского моря. 3.7. Восстановить систему работы признанных независимых организаций, испытывающих и сертифицирующих грузы, предназначенные к морской перевозке по заявкам грузовладельцев. 3.8 Восстановить систему добровольной сертификации лоцманских организаций. IV. Федеральную службу по тарифам России: 4.1. В возможно короткий срок проиндексировать тарифы лоцманского сбора с учетом инфляции и роста тарифов на топливо, электроэнергию, услуги ЖКХ и др. 4.2. Установить экономически обоснованные единые для каждого порта тарифы лоцманского сбора, исходя из принципа достаточности для обеспечения деятельности организаций с учетом необходимости модернизации лоцманских судов и оборудования, применяемого при лоцманской проводке, поддержания и повышения квалификации лоцманов. V. Федеральную антимонопольную службу России: 5.1. Поддержать рекомендации Конференции о индексации тарифов лоцманского сбора с учетом инфляции и роста тарифов на топливо, электроэнергию, услуги ЖКХ и др. VI. Пограничную службу ФСБ России: 6.1. С учетом проводимых мероприятий по упрощению пограничного контроля и надзора при осуществлении рейсов во внутренних морских водах и территориальном море внести корректуры в процедуры допуска негосударственных лоцманов на суда с закрытой границей. VI.Некоммерческое партнерство «Национальное объединение лоцманских организаций»: 6.1. Направить в Минтранс России предложения о внесении изменений в Положение о морских лоцманах Российской Федерации, нормативные документы СУДС, Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и Обязательные постановления в соответствующих морских портах. 6.2.В целях обеспечения единой государственной политики в области законодательного регулирования лоцманской деятельности продолжить работу по созданию общероссийской саморегулируемой лоцманской организации. 6.3. Опубликовать в средствах массовой информации материалы Конференции.