Новости - Судоходство и бизнес



22.05.2020 - Стоимость строительства ЛСП «Северный полюс» увеличилась

Как стало известно «Коммерсанту», увеличились сроки и стоимость строительства ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Судно строится по заказу Росгидромета на входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Адмиралтейских верфях». Деньги на нее — 6,96 млрд руб.— были выделены из бюджета в рамках программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ. Предполагалось, что платформа будет сдана в конце 2020 года.

Но, как отметили источники, из-за значительных изменений в проект по инициативе заказчика стоимость судна увеличилась на 2–2,5 млрд руб., а срок сдачи сдвинулся на 2022 год. Соответствующие оценки были проведены Центром технологии судостроения и судоремонта.

В ОСК отметили, что платформа является уникальным объектом, при проектировании и строительстве которого корпорация столкнулась с целым рядом новых технических проблем. Например, потребовалось обеспечить автономность объекта по запасам топлива на два года, сопутствующие системы потребовали доработки, поясняют в корпорации. Кроме того, достаточно много вопросов было связано с тем, что судно будет вмерзать в лед на длительное время — требуется обеспечить и системы охлаждения, и готовность пропульсивного комплекса, добавляют там.

В ОСК напомнили, что такой объект еще не создавался в истории судостроения. В корпорации также отмечают, что по итогам консультаций с заказчиком водоизмещение судна существенно увеличилось, в связи с чем и «ведется работа по корректировке сроков и цены в установленном законодательством порядке». Аналогичный комментарий предоставил и Минпромторг.

Контракт на строительство «Северного полюса» между Росгидрометом и «Адмиралтейскими верфями» был заключен в апреле 2018 года. Длина судна 83,1 м, ширина 22,5 м, скорость не менее 10 узлов, прочность корпуса Arc8. Судно будет иметь автономность по запасам топлива около двух лет и срок службы не менее 25 лет. Экипаж 14 человек, научный персонал 34 человека. Создаваемая платформа сможет самостоятельно двигаться во льдах небольшой толщины и принимать тяжелые вертолеты типа Ми-8 АМТ (Ми-17).

Судно должно продолжить традицию советских и российских научных экспедиций, которые с 1937 года высаживались на дрейфующих льдинах в глубоководной части Северного Ледовитого океана. Но в последние годы из-за таяния многолетних льдов стало все сложнее находить достаточно безопасные льдины.

До сдачи «Северного полюса» исследования в Арктике планировалось вести в рамках международного проекта Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата (MOSAiC) на дрейфующей станции, созданной на базе немецкого исследовательского судна «Поларштерн». Кроме того, 1,7 млрд руб. планировалось потратить из бюджета в 2020 году на использование в качестве дрейфующей станции, вмороженной в лед, ледокола «Росморпорта» «Капитан Драницын». Но, как сообщал в конце апреля Telegram-канал «Зеленый змий», Минфин планировал изъять эти деньги в резервный фонд правительства. В министерстве “Ъ” сообщили, что «не комментируют информацию источников».

Собеседники, знакомые с ситуацией, отмечают, что уникальность «Северного полюса», внесение изменений в документацию и ограничения в условиях пандемии можно считать объективными факторами для увеличения сроков и стоимости проекта.

Кроме того, речь идет о головном судне, создание которого всегда сопровождается проблемами. «Адмиралтейские верфи» зарекомендовали себя как эффективная верфь, успешно справляющаяся с гособоронзаказом, и должны уложиться в новые сроки, полагает один из собеседников. При этом другой источник считает, что первоначальная сумма заказа и срок его постройки — всего 2,5 года — были слишком оптимистичными для подобного проекта.