Новости - Судоходство и бизнес



23.08.2010 - Минтранс России подготовил проект положения о рабочем времени и времени отдыха морских лоцманов

Министерство транспорта Российской Федерации подготовило и опубликовало проект приказа «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы». Министерство транспорта Российской Федерации подготовило и опубликовало проект приказа «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы». Согласно материалам Минтранса, документ после его принятия будет распространяться на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лоцманскую проводку судов. Проектом документа установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени лоцманов не может превышать 40 часов в неделю

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы I. Общие положения 1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации). 2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов, имеющих выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах, и кандидатов в морские лоцманы (далее - лоцман). 3. Настоящее Положение распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лоцманскую проводку судов (далее - работодатель). 4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при разработке правил внутреннего трудового распорядка и составлении графиков работы (сменности) лоцманов. II. Рабочее время 5. В течение рабочего времени лоцман должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком работы (сменности). 6. В состав рабочего времени лоцмана включаются: а) время проводки, швартовых операций (швартовки, перешвартовки и отшвартовки) судов и их перестановки в порту, из которого осуществляется лоцманская проводка судов (далее - базовый порт), или в порту, находящемся по маршруту лоцманской проводки (далее - внебазовый порт), а также время постановки судна на якорь, бридель, бакштов или бочку и съемки с них, перетяжки, швартовки к другому судну и отшвартовки от него; б) время, в течение которого лоцман занят осмотром места швартовки, отшвартовки, оценкой готовности судна к выходу в море; в) свободное от непосредственной лоцманской проводки судна время пребывания лоцмана на борту судна, когда проводка судна осуществляется поочередно несколькими лоцманами; г) время ожидания лоцманской проводки судна, подхода лоцманского судна либо другого средства доставки в помещениях для работы и отдыха в базовом порту (далее - базовая лоцманская станция) или внебазовом порту (далее - промежуточная лоцманская станция); д) время следования лоцмана на судно и обратно; е) время задержки лоцманской проводки судна сверх установленной продолжительности ежедневной работы (смены); ж) время стажировки и технической учебы; з) время участия в работе по расследованию аварийных и несчастных случаев, связанных с судоходством; и) время специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками. 7. Нормальная продолжительность рабочего времени лоцманов не может превышать 40 часов в неделю. Для лоцманов, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов. 8. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 7 настоящего Положения, вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал или иной более длительный период, но не более года. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени лоцманов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства лоцманов, а при его отсутствии с иным представительным органом лоцманов (далее - представители лоцманов). 9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) лоцманов не может превышать 24 часов. При этом, максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки или последовательных лоцманских проводок без предоставления специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками не может превышать 12 часов. Лоцманская проводка судна плановой продолжительностью более 12 часов осуществляется не менее чем двумя лоцманами поочередно. Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время не сокращается. 10. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) лоцманов, распределение работников по рабочим сменам, чередование рабочих и нерабочих дней определяются графиком работы (сменности). При введении суммированного учета рабочего времени лоцманов график работы (сменности) составляется на соответствующий учетный период. Работа в течение двух смен подряд запрещается. График работы (сменности) составляется работодателем с учетом мнения представителей лоцманов и доводится до сведения лоцманов не позднее, чем за один месяц до введения его в действие. 11. Началом ежедневной работы (смены) лоцмана считается момент явки на базовую лоцманскую станцию в час, установленный графиком работы (сменности). При вызове лоцмана на работу в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), началом ежедневной работы (смены) считается время его выхода к транспортному средству в месте жительства (пребывания). В случае невозможности предоставления транспортного средства к месту жительства (пребывания) лоцмана, началом ежедневной работы (смены) считается время вызова лоцмана. 12. Окончанием ежедневной работы (смены) лоцмана считается момент завершения ежедневной работы (смены) по графику работы (сменности) при нахождении на базовой лоцманской станции. В случае, если момент завершения ежедневной работы (смены) по графику работы (сменности) приходится на время лоцманской проводки, то окончанием ежедневной работы (смены) лоцмана считается время прибытия на базовую лоцманскую станцию после завершения лоцманской проводки. При вызове лоцмана на работу в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), окончанием ежедневной работы (смены) лоцмана считается время его возвращения на транспортном средстве к месту жительства (пребывания). В случае невозможности предоставления транспортного средства, окончанием ежедневной работы (смены) считается расчетное время прибытия к месту жительства (пребывания). 13. Место начала и окончания ежедневной работы (смены) лоцмана может назначаться вне базовой лоцманской станции. Порядок и условия изменения места начала и окончания ежедневной работы (смены) лоцмана устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором с учетом мнения представителей лоцманов. 14. Продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками устанавливаются исходя из длительности осуществляемых лоцманских проводок и других особенностей работы лоцманов правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения представителей лоцманов. 15. Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым лоцманом. 16. Свободное от непосредственной лоцманской проводки судна время пребывания лоцмана на борту судна, когда проводка осуществляется поочередно двумя лоцманами, включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. III. Время отдыха 17. Время отдыха - время, в течение которого лоцман свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации). 18. Видами времени отдыха являются: а) перерывы в течение рабочего дня (смены); б) ежедневный (междусменный) отдых; в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); г) нерабочие праздничные дни; д) отпуска. 19. В течение рабочего дня (смены) лоцману должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между лоцманом и работодателем. В случаях, когда по условиям работы лоцману предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить лоцманам возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. 20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В случае направления лоцмана в обратную лоцманскую проводку судна из промежуточной лоцманской станции допускается предоставление лоцману ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) меньшей продолжительности, но не менее 12 часов. Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются в виде дней отдыха в течение учетного периода. 21. При суммированном учете рабочего времени, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются лоцману в различные дни недели согласно графику работы (сменности). При этом число выходных дней в текущем учетном периоде должно быть не менее числа выходных дней по календарю пятидневной рабочей недели. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом. 22. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса, лоцман может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для лоцмана графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для лоцмана графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов. 23. По желанию лоцмана за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период могут предоставляться суммированные дни отдыха. Число суммированных дней отдыха, полагающихся лоцману за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным лоцманом временем (в часах) за учетный период по графику работы (сменности) (без учета времени работы в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период, на нормальную ежедневную продолжительность рабочего дня, равную 8 часам.