Новости - Судоходство и бизнес



01.03.2011 - "Коммерсант" о монополизации портовых услуг в НМТП.

Источники “Коммерсанта” в экспедиторских и бункеровочных компаниях Новороссийского порта сообщили, что один из двух новых контролирующих акционеров ОАО НМТП — компания "Сумма Капитал" — собирается организовать в порту единоличное предоставление услуги по заправке судов топливом и по сопровождению грузов на территории порта.

"С независимыми экспедиторами и бункеровочными компаниями новым собственником НМТП были заключены краткосрочные договоры, срок действия которых истекает в конце марта,— рассказал представитель одного из экспедиторов, работающих в порту,— поэтому компании ожидают, что в ближайшее время структуры НМТП будут резко увеличивать свое присутствие в сервисных сегментах, где сейчас работают в основном независимые игроки". В "Сумме Капитал" от комментариев отказались. Однако источник “Ъ”, близкий к новым контролирующим акционерам, сказал, что краткосрочные договоры — это временное компромиссное решение до избрания нового совета директоров порта, которое состоится на собрании акционеров в третьей декаде марта. "После чего новый совет директоров будет определять дальнейшую стратегию НМТП, в том числе и в сфере сервисного бизнеса",— сказал собеседник “Ъ”, посоветовав независимым компаниям обратиться в Федеральную антимонопольную службу или в прокуратуру с фактами монополизации сервисного рынка в порту, если у них таковые найдутся. "Никакой монополизации в порту по факту нет",— добавил он. Сейчас на территории Новороссийского порта работает семь бункеровочных компаний, около двадцати агентских фирм, занимающихся оформлением прибывающих судов, а также шесть средних и крупных экспедиторских компаний, занимающихся перемещением и юридическим сопровождением груза в порту. В группе НМТП ОАО "Флот НМТП" и ОАО ИПП работают в сфере заправки судов топливом, остальные основные игроки по предоставлению сервисных услуг напрямую к группе отношения не имеют. Бизнесмены, работающие на территории Новороссийского порта, опасаются, что с вытеснением независимых игроков из НМТП цены на обслуживание грузов в самом порту вырастут, что приведет к оттоку прежде всего небольших грузовладельцев. "Им будет выгоднее работать, например, через украинские порты, где сервисные компании, конкурирующие между собой, более гибки к требованиям клиентов",— говорит представитель компании "Глобал". При этом даже крупные грузовладельцы, как, например, НЛМК, переваливают грузы при содействии контрагентов. "Мы работаем по заключенному трехстороннему соглашению, экспедитором по которому выступает транспортная группа “Дело”,— рассказал “Ъ” источник в группе НЛМК.— Менять эту систему мы будем согласны только при условии предоставления портом таких же выгодных условий, которые мы имеем сегодня". Глава агентства Infranews Алексей Безбородов оценивает емкость рынка экспедирования на территории Новороссийского порта в $25–30 млн в год. Еще около $50 млн можно зарабатывать на бункеровке, считает эксперт. Однако монополизация бункеровочной деятельности нехарактерна для портового бизнеса, так как негативно влияет на имидж актива. "Но пока понять, какой позиции будут придерживаться новые акционеры, нельзя: в порту по-прежнему работает менеджерская команда предыдущих собственников",— резюмирует он. В разговоре с автором материала, Александром Панченко, позиция InfraNews шире была сформулирована следующим образом. Решений новые акционеры еще не принимали. Монополизация в области буксирного и бункерного бизнеса требовала вмешательства судов и антимонопольщиков еще при прежних акционерах, а волны концентрации и децентрализации экспедирования в портах накатывают во всех бассейнах. И чаще всего скатываются как не перспективные, требующие доргого админитрирования и порождающие внутреннюю коммерческую коррупцию. Сейчас в некоторых сегментах с этим играют люди Лисина в Морском Порту СПб. Тихонько. Волны такие были в НМТП и раньше. Но это все проходящее.