Новости - Судоходство и бизнес



10.10.2011 - Россия и Норвегия снова делят воды

Из-за скандала, связанного с задержанием российского судна «Сапфир-2», повестка 40-й сессии российско-норвежской комиссии, заседание которой открывается в понедельник, будет скорректирована. С начала года российские рыбаки потеряли более 70 млн. руб. из-за простоя задержанных судов в норвежских портах, говорят в Росрыболовстве.

Росрыболовство придерживается международных соглашений и решений российско-норвежской комиссии по рыболовству. Последний события подтолкнули нас к тому, чтобы скорректировать повестку сессии, и центральным вопросом обсудить проблему гармонизации контроля за рыбным промыслом России и Норвегии, - пояснил «Известиям» руководитель Центра общественных связей ведомства Александр Савельев. Крупнейший за последние годы экономический скандал между Россией и Норвегией разгорелся в конце сентября и не прекращается до сих пор. Норвежская береговая охрана 28 сентября задержала траулер «Сапфир-2». Согласно рапорту начальника рейса судна «Анграпа», проходившего мимо в момент инцидента, норвежская инспекторская группа сняла на видео сброс «одного-двух экземпляров рыбы из шпигата фабрики» и на палубе найдены два куска рыбного филе. Капитану «Сапфира» российская сторона велела не выполнять требований пограничников — задержание судна считалось бы его захватом. При этом, по словам капитана, сами инспекторы «сильно нервничали». Но судно все-таки было отбуксировано в норвежский порт. Впрочем, местная полиция на смогла сформулировать обвинение капитану и судно отпустили. Тем не менее капитану и компании судовладельцу был выписан штраф на 50 и 100 тыс норвежских крон ($8,5 тыс и $17 тыс соответственно). Еще в 300 тыс крон ($51 тыс) оценен причиненный ущерб. За время простоя в норвежском порту владельцы «Сапфира-2» потеряли более 17 млн. руб. Это не первое задержание норвежцами российского судна по подозрению в сбросе рыбы. С января, по данным Баренцево-Беломорского территориального управления, отечественные рыбаки уже потеряли более 70 млн. руб. из-за простоя в портах Норвегии. При этом владельцы траулеров заплатили 620 тыс. норвежских крон штрафа, а капитаны — 137 тыс. Общие потери российских судов с 2008 года Росрыболовство оценивает в 205,4 млн. руб. Несмотря на желание российской стороны обcудить все накопившиеся проблемы, норвежцы акцентировать внимание на последних задержаниях не собираются. - Это будет обычное плановое заседание Смешанной норвежско-российской комиссии по рыболовству. Вопросы, касающиеся соблюдения нормативных актов, - нормальная часть работы комиссии. В этой связи, естественно, поднимаются и вопросы задержания морских судов, - сообщила «Известиям» Кирсти Хенриксен, советник по рыболовству посольства Королевства Норвегии в Москве, - Норвегия и Россия согласны в том, что правила должны соблюдаться. Далее, важная часть работы комиссии -- понимание и совершенствование согласованной нормативно-правовой базы. По ее словам, вопросы морского права находятся за пределами компетенции комиссии. «Общая ситуация такова, что учреждение Норвегией зоны охраны рыболовства в районе Свальбарда (Шпицбергена - "Известия") находится в соответствии с нормами международного права,- уточняет Хенриксен, - наша политика в этом вопросе останется неизменной». Непрекращающиеся конфликты связаны с тем, что Россия и Норвегия давно уже не могут договориться о том, кому принадлежат воды у Шпицбергена. Спорная зона России и Норвегии составляет около 155 тыс. кв. км. По условиям «Договора о Свальбарде», заключенного в 1920 году в Париже, остров находится под суверенитетом Норвегии, но более 40 других стран имеют свободный доступ на архипелаг на условиях экономического равенства. Тогда же вокруг острова была определена 3-мильная зона, где ради сохранения морских биоресурсов Норвегия могла вводить ограничения для всех, включая самих норвежцев. Но в 1977 году указом королевы Норвегии вокруг Шпицбергена была объявлена так называемая 200-мильная рыбоохранная зона. Ее не признали ни существовавший тогда СССР, ни остальные страны, которые ратифицировали Парижский договор. www.izvestia.ru