Новости - Судоходство и бизнес



09.12.2009 - Замена балласта в открытом море

В связи с ростом числа государств, требующих обязательной замены судовых балластных вод перед заходом в свои порты, Российский морской регистр судоходства (РС) информирует о существующих нормативных документах, регламентирующих вопросы безопасности при замене балласта в море, а также о порядке подтверждения возможности безопасной замены балласта в море для судов, имеющих класс РС.

Внесение нежелательных видов биологических организмов в существующие экосистемы является одной из серьезнейших угроз для экологического равновесия Мирового океана. В 2004 г. Международная морская организация (ИМО) приняла Международную конвенцию по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками. Конвенция предписывает, что в период с 2009 г. по 2019 г. все суда, имеющие балластные танки и совершающие международные рейсы, должны быть снабжены специальными системами для обработки судовых балластных вод (механическими, химическими, биологическими и др.), обеспечивающими требуемую минимальную концентрацию жизнеспособных организмов и удаление осадков. В качестве временной меры, действующей в течение переходного периода, было предписано проводить замену судовых балластных вод в открытых районах моря. Для разъяснения требований Конвенции и порядка применения при проектировании, постройке и эксплуатации морских судов ИМО подготовила 15 специальных руководств по применению правил Конвенции: по замене судовых балластных вод, по одобрению систем управления балластными водами, в том числе систем, использующих активные субстанции, по разработке судовых руководств по безопасной замене балласта в море, по обеспечению эквивалентного соответствия требованиям Конвенции и др. Руководства согласованы Комитетом ИМО по защите морской среды (MEPC) и рекомендованы к применению. На настоящий момент Конвенцию подписали двадцать государств. Затянувшийся процесс подписания обусловлен техническими сложностями при реализации требований, предъявляемых к системам управления судовыми балластными водами, а также организационными мероприятиями по контролю выполнения требований. Дополнительные препятствия создают жесткие сроки вступления требований Конвенции в силу. Несмотря на возникшие сложности, ряд государств (Австралия, Бразилия, Израиль, Канада, Новая Зеландия, США, Чили и др.) уже предъявляют требования к судам, заходящим в их порты, по контролю и управлению судовыми балластными водами для предотвращения переноса вредных морских организмов и патогенов. Принимая во внимание, что наиболее простым и легко контролируемым способом управления балластными водами является замена водяного балласта в море, эти государства одобрили ее в качестве достаточной меры. Кроме того, с 1 ноября 2009 года перед заходом в морской район РОПМЕ (район Персидского залива) – Региональной организации по охране морской среды (ROPME Sea Area), суда должны заблаговременно проводить замену балластных вод в открытых районах моря. Признавая важность управления судовыми балластными водами и осадками, РС считает целесообразным использование Конвенции как основы для мероприятий, проводимых с целью снижения риска переноса вредных водных организмов и патогенов, до вступления Конвенции в силу. Эффективность и безопасность замены балласта в открытом море должна подтверждаться с помощью специального судового документа – Руководства (Плана) по безопасной замене балласта в море. Замена балласта в море связана с необходимостью обеспечения безопасности судна, и, в частности, его остойчивости и прочности. В связи с этим РС считает необходимым наличие на судах Руководства по безопасной замене балласта в море, разработанным на основе части B Конвенции, резолюции ИМО А.868 (20), Руководства по замене балласта, принятого резолюцией Комитета по защите морской среды MEPC.124(53), и Руководства по управлению судовыми балластными водами, а также разработке судовых руководств по безопасной замене балласта в море, принятых резолюцией MEPC.127(53). Требования к содержанию и оформлению судовых руководств по безопасной замене балласта в море содержатся в соответствующей Инструкции РС. Инструкция была разработана в 2003 году и откорректирована в 2006 году с учетом результатов работы ИМО и практического опыта РС в части одобрения руководств. Руководство по безопасной замене балласта в море для судна в классе РС, заходящего в порты стран, требующих проведения замены водяного балласта перед заходом в свои территориальные воды или порты, должно быть одобрено на соответствие требованиям Инструкции. В символ класса судов, осуществляющих управление судовыми балластными водами и осадками посредством замены балласта в море, вносится специальный знак, подтверждающий их соответствие требованиям РС в отношении безопасной замены балласта в море. Для судов в классе РС, не имеющих на борту руководства по безопасной замене балласта в море, одобренного РС, замена водяного балласта в море запрещается. Все применимые к судну критерии посадки, остойчивости и прочности должны учитываться на всех стадиях замены балласта. Подтверждение соответствия этим критериям, как правило, требует выполнения значительного числа расчетов посадки, остойчивости и прочности. Главное управление РС, располагающее специально подготовленным персоналом с опытом работы в данной области, проводит оперативное рассмотрение документации (в т.ч. руководств по безопасной замене балласта в море) и при необходимости разъясняет порядок применения обобщенной практической методики оценки безопасности судна при замене балласта в море и разработке проекта судового Руководства по безопасной замене балласта в море. РС также предоставляет информацию о компетентных организациях в области разработки руководств по безопасной замене балласта в море, имеющих признание РС.