Новости - Судоходство и бизнес



30.12.2009 - Реки наполняются судaми

Государство поможет российским речным пароходствам обновить флот. Минтранс готов выделить до 2015 года 66 млрд рублей на строительство 452 речных судов. Но помимо обновления флота нужны инвестиции в инфраструктуру, предупреждают эксперты.

Если верить Минтрансу, российский речной флот в ближайшие пять лет ждет радикальное обновление. В подпрограмме «Внутренний водный транспорт», являющейся частью ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», на строительство речного транспорта до 2015 года заложено 66 млрд рублей. Речь идет о 452 судах. Большая часть из них вспомогательные и обслуживающие – буксиры и корабли сопровождения. Их планируется построить 352, и на это будет потрачено 33 млрд рублей Но государство намерено строить и коммерческий флот. Проект предусматривает размещение заказа на строительство сухогрузных и наливных судов грузоподъемностью 5 тыс. тонн для замены судов типа «Волго-Дон» и «Волгонефть» (85 единиц). Предусмотрено также строительство малотоннажного флота для восточных бассейнов (7 единиц) и пассажирских судов пассажировместимостью 212 человек (5 единиц). Объем финансирования – 33257,7 млн рублей из внебюджетных источников. «В программе, которая в этом году завершена, вообще строительство речных судов предусмотрено не было», – признался министр транспорта Игорь Левитин, выступая в понедельник на совещании по развитию судостроительной промышленности Дальневосточного региона. По его словам, в два ближайшие года Минтранс планирует разместить заказы на речные суда на сумму в 7 млрд рублей, что «примерно равно тем инвестициям, которые были сделаны в предыдущие 10 лет». Всего государство потратит до 2015 года более 70 млрд рублей на строительство речных и морских судов. Что касается морского флота, то в рамках новой федеральной целевой программы до 2015 года планируется спустить около 100 вспомогательных судов - ледоколов, буксиров, аварийно-спасательных, водолазных судов и катеров. Общая сумма средств, которая выделена на эту программу 40 млрд рублей. В пароходствах планам Минтранса рады. «Рентабельность речного транспорта около 10%, и зарабатывать здесь вполне возможно. Но средний возраст судов 30–35 лет», – говорит главный инженер морского речного пароходства Владимир Кулешов. По словам Кулешова, старый флот дешевле заменить, чем модернизировать. Знает Кулешов и о схеме обновления флота. «Мы должны доказать, что новый флот нам нужен, предоставить бизнес-обоснование, тогда деньги передаются лизинговой компании и она строит для нас корабли, а потом мы их выкупаем». То, что Минтранс наконец-то озаботился судьбой речных пароходств, безусловно, прорыв, говорят эксперты. Эта отрасль с оборотом 130 млн тонн грузоперевозок. При этом суммарная выручка грузовых перевозок более $2 млрд. Правда, во время кризиса объем речных перевозок упал почти в два раза. Тем не менее для нефтепродуктов и строительных грузов речной флот – это идеальный транспорт, самый дешевый. Тем более если речь идет о северном завозе. Если возить солярку и продукты самолетом, они будут золотыми. Кроме того, для транспортировки тяжеловесных, негабаритных грузов, оборудования для предприятий, электростанций речной транспорт задействуется достаточно часто, полагает Юлия Шишова, главный редактор ИАА SeaNews. Проблема обновления речного флота действительно давно назрела. Однако помимо строительства новых судов нужна качественная и эффективная инфраструктура, которая на российских реках практически отсутствует. Нужны значительные госинвестиции в шлюзы, дноуглубление и каналы. Важнейшая проблема – наличие на внутренних водных путях участков, ограничивающих их пропускную способность. На сегодня протяженность таких лимитирующих участков на Единой глубоководной системе европейской части России составляет 4,9 тыс. км – это две трети водной системы. Но в результате реализации подпрограммы «Внутренний водный транспорт» планируется сократить этот показатель к 2015 году до 900 км. «К тому же скорость речного транспорта и так низкая, а при отсутствии нормальной общей диспетчеризации этот транспорт теряет в глазах грузоотправителей еще больше», – уверен глава агентства Infranews, занимающегося анализом транспортных проектов, Алексей Безбородов. Эксперт полагает, что «у Минтранса нет четкой стратегии инвестирования средств в судостроительную отрасль. Деньги выделяются большие, но бессистемно». По идее, программа могла бы убить сразу двух зайцев – обновить флот и загрузить отечественную промышленность. Небольшие суда построить за такой срок наша промышленность сможет, считает Безбородов. А вот деньги на строительство более крупных судов, скорее всего, достанутся зарубежным верфям. Соревноваться с технологичными корейскими и китайскими верфями наши судостроительные компании так и не научились. www.r52.ru