Новости - Судоходство и бизнес



01.06.2010 - Росрыболовство предлагает схему обновления флота, при которой суда окупятся через 311 лет

«Механизма строительства судов рыбопромыслового флота и их передачи организациям рыбопромышленного комплекса», который был предложен Федеральным агентством по рыболовству рыбопромышленникам не нашел у них поддержки. Как сообщил редакции «РГ» Виталий Касаткин, председатель правления Союза рыбопромышленников Севера, обсудив этот механизм, мурманские рыбопромышленники считают, что «при строительстве новых судов должны быть выдержаны следующие критерии: стоимость строительства судна на российской верфи должна быть не выше стоимости строительства аналогичных проектов на иностранных верфях; заказчиком проекта и контроль за ходом его строительства должен быть за судовладельцем; годовой процент по привлекаемым на строительство судна кредитам должен быть не более 5%; строительство судна должно осуществляться только под имеемые квоты на предприятии по принципу «киль - под квоту», а предприятия осуществляющие строительство судов на российских верфях, должны иметь преференции по налогообложению».

В тоже время расчеты, сделанные мурманчанами по предлагаемым Росрыболовством схемам строительства, показали невозможность окупаемости этих судов.Так, согласно этим расчетам крупнотоннажное судно для пелагических пород рыбы, при его закладке на российской верфи будет стоить 93 миллиона долларов США, с учетом 6% лизингового сбора, 18% - НДС, что составит увеличение стоимости на 24%, эта начальная цена превратится в окончательную цену судна в сумме 115,3 миллиона долларов США. С учетом имеющейся квоты, стоимости рыбы и затрат на промысел и содержание судна, срок окупаемости крупнотоннажного судна составит 311 лет! А срок окупаемости среднетоннажного судна, стоимость которого при закладке составит 27,2 миллиона долларов, а с учетом процентов и иных издержек, она составит 33,7 миллиона долларов – 128 лет! Поэтому рыбаки Мурмана делают неутешительный вывод: в случае применения данной схемы обновления российского рыбопромыслового флота возможно и будет оказана финансовая помощь российским верфям, но для рыбной промышленности это будет губительно. И так как специалисты рыбной отрасли выражают сомнения по возможности российских верфей построить современное океаническое судно, как по качеству работ, по срокам строительства, так и по насыщению оборудованием и механизмами, они в тоже время не отбрасывают предложение правительства России и Росрыболовства, проявляя патриотизм и протягивая руку помощи российским верфям. Со своей стороны рыбаки Мурмана предлагают свой вариант строительства судов на российских верфях и предлагают обкатать его уже в текущем году на строительстве прибрежных судов. По версии рыбаков можно строить суда, окупаемость которых будет реальной. Так для строительства среднетоннажного судна проекта 3423, длинной 63,8 метра и стоимостью 30 миллионов долларов, оно окупится за период 4-9 лет, что зависит от размера квоты компании-заказчика. А судно среднетоннажное проекта 2289, с длинной 53,4 метра окупится еще быстрее. И даже крупнотоннажное судно типа «Моонзунд» стоимостью 93 миллиона долларов США окупится не за 314, а от 14 до 30 лет! Как говориться, почувствуйте разницу. Правда, при использовании этого судна в районах Мавритании и Марокко, при существующих там ценах на рыбопродукцию и высоких платежей за право лова, окупаемость судна не представляется возможной из-за практически нулевой рентабельности промысла, отмечают разработчики концепции. Суть этой схемы в том, что рыбопромысловая компаний является главным заказчиком, за которым закрепляется право выбора проекта и типа судна, который согласуется с Росрыболовством. Но за заказчиком – рыбопромысловой компанией остается право выбора проекта разработанного как российским конструкторами, так и иностранными. Росрыболвство, компания-заказчик и верфь должны подписать трехсторонний договор, о том, что Росрыболовство направит верфи под этот проект выделенные правительством страны федеральные средства из федерального бюджета. Заказчик берет на себя обязательство перечислять по 10-15% собственных средств после передачи ему судна. И самое главное, что данная схема исключает посредников в лице лизинговых компаний и объединенной судостроительной корпорации, что автоматически удешевляет проект на 15-20%. Рыбаки со своим предложением обращаются лично к премьеру Виктору Зубкову и просят его провести специальное совещание по обновлению рыбопромыслового флота. А для убедительности своей позиции они предлагают российскому премьеру изучить опыт строительства судов в Норвегии. Кстати, он очень интересен, так как в Норвегии правительство страны гарантирует банкам возврат заемных средств через госкомпанию «ГИЕК» в объеме 80% от стоимости судна. Судовладелец сам заказывает проект и заключает контракт с верфь, оплачивая только 20% от стоимости судна собственными средствами. Но с учетом кризиса в 2009 году на Всенорвежском съезде рыбаков в Трондхейме они попросили правительство выделить эти 20% средств в виде помощи от государства и им пошли навстречу. Важно и то, что сразу после постройки судна судовладелец становится его собственником, а залогом для банка служит само судно. При этом, что еще более важно, общий процент годового платежа не превышает 5-6%.Как отметили в СРПС, по аналогичной схеме работают рыбаки Испании и Польши. И еще рыбаки Мурмана предлагают схему с использованием зарубежных верфей, так как у нас нет опыта по такому строительству и их схема сводится к тому, что сегодня используют при строительстве буровых платформ, корпус делают у нас - начинку у них. Но проблему обновления флота нужно хотя бы отказаться от таможенных сборов за заграничный новострой и импортное оборудование при пересечении границы, считают рыбодобытчики Заполярья. - Мы ежегодно теряем 4 миллиарда рублей за те суда, которые у нас незаходные. Это то, что тратится на их снабжение, обслуживание и так далее, - отметил Виталий Касаткин. Он уточнил, что многие рыбопромысловики за последние несколько лет, не дожидаясь участия правительства, сами решали свои проблемы и приобрели за это время 45 судов для донного и пелагического промысла, что позволяет гарантировать вылов всех выделенных биоресурсов до 2018 года. Но все они поддерживают экономику других стран, так как остаются незаходными. fishonline.ru