Новости - Судоходство и бизнес



21.05.2010 - ОСК попала в точку

В поисках путей повышения конкурентоспособности отечественных верфей Объединенная судостроительная корпорация намерена предпринять ряд шагов, чтобы обеспечить место России в десятке крупнейших судостроительных держав не только по совокупной стоимости строящихся судов, но и по тоннажу.

Заместитель генерального директора ОСК Дмитрий Мироненков в рамках форума «Морская индустрия России» в Москве представил стратегию развития корпорации, подразумевающую «точечную модернизацию» судостроительных активов. По словам Дмитрия Мироненкова, в 2009 году ОСК достигла «определенного прогресса» по загрузке мощностей – 52%, в то время как в предыдущие 2 года верфи, входящие в корпорацию, были заняты не более, чем на 30%. В перспективе ОСК намерена улучшить этот показатель до примерно 70%. «Если мы сможем получать на достойном уровне качества по конкурентоспособной цене комплектующие от наших производителей, мы сможем предотвратить ценовые риски, в которые периодически попадают все судостроительные державы во время кризиса», - наметил одну из задач представитель корпорации. Дмитрий Мироненков пояснил, что, сколько бы не снижала верфь цену на постройку судов, стараясь быть более привлекательной для заказчика, это не даст снижения стоимости оборудования судна, если нет заинтересованности поставщика комплектующих. Также заместитель руководителя ОСК обозначил одним из путей повышения конкурентоспособности российских заводов программу «точечной модернизации». Дмитрий Мироненков подчеркнул, что единственным акционером корпорации является государство, и, по его словам, оно не позволит «разбрасываться средствами», а потому имеющиеся ресурсы будут использованы «максимально разумным образом» и только по нужным направлениям. На точечную модернизацию, по словам представителя корпорации, планируется затратить 15-20 млрд руб. Стоимость строительства судов ОСК намерена снижать и за счет организации единого центра заказов, создавая определенную конкурентную среду внутри самой корпорации. Такой центр будет создан на базе ГУП «Судоэкспорт» после его акционирования. Сроков реализации этой задачи в ОСК не озвучили, но обозначили, что по похожей схеме планируется создать и единый центр закупок, позволяющий повысить логистику и прозрачность сделок по приобретению комплектующих и технологий. Кроме того, сказал Дмитрий Мироненков, в ОСК появится «полноценное» конструкторское бюро, куда на первом этапе будут привлекаться ведущие мировые проектанты, а затем российские конструкторы освоят самостоятельно «весь цикл разработки продукта». Определенного прогресса ОСК ожидает и от подписанного в рамках форума «Морская индустрия России» соглашения о сотрудничестве с Холдинговой компанией «Композит». Как прокомментировал журналистам эту сделку Дмитрий Мироненков, применение композиционных материалов нового поколения будет востребовано и в военном, и в гражданском судостроении. «Я думаю, что именно такими совместными усилиями можно достигать тех задач, которые стоят, в частности, по локализации производства, а не зависимости от западных поставщиков и технологий», - сказал он. Наибольшие же надежды на «значительный прорыв» корпорация возлагает, по-прежнему, на строительство двух верфей на Дальнем Востоке России. Закладка одной из верфей состоялась на заводе «Звезда» в Большом Камне в ноябре 2009 года. Ее строительство предусмотрено при участии южнокорейских инвесторов – компании Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME), которая является одним из ведущих мировых концернов в этой отрасли. У будущей верфи уже есть ряд заказчиков, среди которых такие крупные компании как ОАО «Роснефть, ОАО «Транснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Совкомфлот» и другие. Заводы, где будут строиться крупнотоннажны суда, по словам Дмитрия Мироненкова, позволят России «через две ступеньки перейти на тот уровень российского судостроения», который в итоге позволит занять место в Топ-10 мировых держав.