Новости - Судоходство и бизнес



29.06.2010 - Силиконовая долина и кирзовые сапоги

Все российские СМИ, а с ними и общество (так и хочется добавить, «и все прогрессивное человечество»), внимательно следят за визитом президента РФ в США, за его посещением Силиконовой долины и регистрацией в твиттер. Эксперты подсчитывают, насколько он он обошел в твиттере по популярности Обаму и других лидеров, другие эксперты рассуждают о «перезагрузке» и судьбе многострадальной американской курятины, ученые Силиконовой долины поражены его умением включать ноутбук и регистрироваться в интернет-сервисах, а некоторые наблюдатели уже успели высказать подозрения в отношении каких-то дорожных рабочих вблизи Белого дома, усмотрев в их работе унижение президента РФ и следовательно, всей РФ.

Но удивительным образом, в крупнейших портах России, С-Петербурге и Новороссийске, происходят в настоящее время события, которые имея для страны и ее экономики куда большее значение, чем президентский прорыв в твиттере, остались практически незамеченными. Морские агентирующие компании обращаются к президенту РФ с просьбой срочно принять меры, чтобы нормализовать работу портов, парализованную деятельностью таможни и других проверяющих структур. Причем компании Питера, не найдя других способов, обратились к президенту через его блог. Они отстали от жизни, надо было идти в твиттер. Компании Новороссийска только собрались обращаться, и может быть, учтя опыт питерцев, сумеют отловить президента в твиттере. В чем дело? Дело старое и неизменное с советских времен, когда таможня и пограничники действовали не в интересах экономики, а в интересах политики. Российские порты славятся своими безобразиями при офрмлении прихода-отхода судов, многие иностранные грузовладельцы и фрахтователи заносят заход в российский порт в контракты особым пунктом, в разделе Форс-мажор и стихийные бедствия. Суть очень простая, таможня существует для защиты экономических интересов, а не для шмона судна на предмет контрабанды матросиками пары бутылок виски или несколько автошин. Вместо погранцов во всем нормальном мире работают иммиграционные службы. Мировая транспортная система работает как часы, от нее зависит работа и жизнь всех прочих, от промышленности до населения. Досматривать каждое судно, следующее в порты данной страны, как заведомого нарушителя, это значит наносить стране серьезный экономический ущерб. Судно тщательно проверяют только тогда, как есть сильное подозрение или точные данные о том или ином нарушении. До прихода судна властям подаются в электронном виде все грузовые и прочие необходимые документы. Во всяком случае, так принято в большинстве стран мира. На борт поднимаются агент судна и 1-2 чиновника из иммигрейшн. В РФ на борт лезут пиратскими стаями от 6 до 10 и более чиновников и военных. Показатель количества проверяющих судно это в каком-то смысле показатель ее развитости. По этому показателю РФ почти ничем не отличается от КНДР, и даже блог президента в твиттере тут не поможет. На судах, прибывающих в российские порты и отбывающих из них, как в старые добрые 30-е и прочие десятилетия прошлого века, все так же крепко пахнет кирзовыми сапогами. Время от времени в том или ином порту ситуация с действиями властей становится настолько нестерпимой, что экономика начинает бить тревогу, и без того разваливающийся механизм, сильно смахивающий на первые паровые машины, дает тревожные звонки, начальство наконец, их слышит и жмет на какой-нибудь клапан, выпуская излишний пар ретивости чиновников. А в нормальном мире тем временем, ровно и мощно гудят в экономике дизели или турбины, практически полностью автоматизированные и компьютеризированные, не требующие от руководства страны присутствия их в вахтенном-аварийном режиме около каждого опасного рычага и манометра. Мне интересно, понимает ли президент простую очевидность – полнейшую несовместимость обилия кирзовых сапог в экономике, вход в которую начинается с портов, и Силиконовых долин, назови ты их Сколково или Фуфелково, в такой экономике. Шарага – да. Силиконовая долина – ха. Но мне интересно и другое – усиливается натиск системы, госаппарата, на частное российское судоходство. Стоимость вопроса 5.5 миллиарда долларов в год. При этом работающие в судоходстве компании упорно не желают сами за себя бороться, хотя и имеют для этого возможности. Когда крепко прижимает, компании падают на колени и молят царя-батюшку внять и рассудить. Никаких других способов борьбы за свои права частное судоходство не признает. Так может, они заслужили кирзачем по морде, а? Про все это я подробно написал в статье «Компания Пи..дюкин и Братаны», опубликованной в Морском Бюллетене, для блога на Эхе Москвы она слишком велика.