Новости - Судоходство и бизнес



06.10.2005 - Вологодскую область может смыть с лица земли

Авария на Волго-Балтийском канале сметет с лица России Вологодскую область Волго-Балтийский канал нуждается в дополнительном финансировании. Об этом на прошлой неделе сообщил губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев на встрече с депутатами Госдумы от Вологодчины. Г-н Позгалев предлагает увеличить как минимум в десять раз финансирование работ по ремонту и содержанию канала. Если этого не сделать, считает губернатор, может произойти скорое разрушение этого крупнейшего в мире гидротехнического сооружения. ЧП грозит Вологодской области глобальными катаклизмами. Однако эксперты считают, что разрушение грозит не каналу, а всему российскому речному судоходству.

Волго-Балтийский канал – это девять высоконапорных шлюзов, большинство из которых находится в ведении Вытегорского района гидросооружений и судоходства (ВРГиС). Этот канал – единая глубоководная система, соединившая пять морей, одно из крупнейших транспортных сооружений мира. По протяженности (361 км) превосходит Панамский канал в четыре с половиной раза, а Суэцкий – в два. Находится в федеральной собственности. Сейчас руководство ВРГиС обеспокоено катастрофическим состоянием большинства сооружений. К берегам канала примыкают заливные луга, торфяные болота и мелколесья. В пределах водораздельного канала берега местами оползают, что создает определенные трудности в поддержании гарантированных габаритов судового хода. В устье реки Вытегры практически не проводятся дноуглубительные работы, в результате чего судам становится сложно продвигаться по водному каналу. Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев утверждает, что для ремонта и дальнейшего поддержания канала в рабочем состоянии требуется не менее 300 млн руб., тогда как имеющейся суммы финансирования вовсе не достаточно. Г-н Позгалев убежден, что только на поддержание канала в рабочем состоянии в год требуется порядка 300 млн руб., а выделяются суммы в десятки раз меньшие. Кроме регулярных мероприятий по поддержанию и ремонту канала необходимо строить дополнительные шлюзы, поскольку водная система не справляется с потоками грузоперевозок. Губернатор обратился к депутатам Госдумы с просьбой приложить максимум усилий, чтобы добиться увеличения финансирования из федерального бюджета. Как предсказывает Вячеслав Позгалев, последствия возможной аварии на Волго-Балтийском канале могут обойтись чрезвычайно дорого. «Все слышали об урагане Катрина, – говорит г-н Позгалев, – но если у нас разрушится гидротехническое сооружение канала, то последствия будут несравнимы по масштабу разрушений. Ведь если случится беда, средств российского бюджета не хватит, чтобы ликвидировать последствия. Чтобы поддерживать канал в работоспособном, безаварийном состоянии необходимо 300 млн руб. в год. А мы получаем всего 26 млн руб. на восстановление этого самого крупного гидротехнического сооружения в мире. И несмотря на это, по сравнению с самыми продуктивными советскими годами у нас на 10% возрос оборот грузов». Впрочем, эксперты утверждают обратное. По их мнению, в последнее время произошло резкое ухудшение проходимости судов по каналу. «Продолжительность кругового рейса от Ярославля до морского порта Санкт-Петербург увеличилась с 12 до 18 дней», – сказал в одном из интервью председатель совета Ассоциации судоходных компаний России Игорь Изместьев. Заметное увеличение времени прохождения судов по каналу подтверждают многие эксперты. Но дело не только во времени, которое судно тратит на путешествие. Как рассказал RBC daily президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев, всего за пять последних лет значительно ухудшилось состояние дна канала. «Если раньше это были гарантированные 4 м, то сейчас глубина едва дотягивает до 3 м 60 см, – утверждает эксперт. – Поэтому приходится не полностью нагружать суда». Таким образом, утверждают эксперты, величину груза, который может себе позволить взять на борт судно, диктует состояние дна канала. Чем меньше глубина, тем меньше возможность заполнить трюмы грузом. Из-за этого же замедляется и скорость движения. Проявляя осторожность, суда движутся по каналу медленнее обычного. «Около шлюзов скапливаются очереди судов, – сетует г-н Зайцев, – и каждое из них теряет на этих остановках не менее суток». Что же касается опасности, которую может повлечь за собой гипотетическая авария на Волго-Балтийском канале, эксперты не разделяют апокалипсических прогнозов, данных губернатором, хотя и подтверждают аварийное состояние канала. Конечно, случись повреждение в гидротехнической системе, произойдет катастрофа, потери от которой придется возмещать не один десяток лет. Скорее всего, при такой ситуации навигация уже никогда не восстановится. Однако специалисты считают другую проблему куда более опасной. Как рассказал RBC daily начальник Государственного бассейнового управления «Волго-Балт» Владимир Николаев, наибольшую опасность сегодня представляет обмеление, которое происходит из-за невыполнения обязательных плановых работ по углублению канала. «Достаточно нам потерять еще 5 см, и грузовое судоходство станет вообще нерентабельным. Подсчет такой: каждые 10 см глубины – это 200 т груза. Соответственно уменьшается и прибыль, на которую может рассчитывать судовладелец. Оставшись без прибыли, отечественный судовладелец уходит с внутренних водных путей». Чтобы изменить эту ситуацию, по мнению г-на Николаева, для приведения в порядок Волго-Балтийского канала необходимо не 300 млн, а 10 млрд руб. «Волго-Балт» 15 лет подряд финансируется в объеме 30% от норматива, – утверждает он. – Обмеление, сужение канала происходят из-за нарастания количества отложенных ремонтов. Никаких внебюджетных средств не хватит, чтобы залатать эти дыры. Если ничего не предпринимать, не позже чем через год канал станет мельче еще на 5 см. Как результат отечественное грузовое судоходство ждет логичный крах». Отдел экономики