Новости - Судоходство и бизнес



30.01.2020 - Четвертая попытка запрета на частную лоцманскую деятельность

В конце прошлого года членами Совета Федерации С.Г.Митиным, В.Н.Павленко, Л.З.Талабаевой, Т.А.Гигель в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», направленный на создание монопольной  государственной лоцманской службы. 

Следует отметить, что первая попытка запрета частных лоцманов  была предпринята в 1999 г. на заседании Государственной Думы. Член КПРФ- депутат Ждакаев И.А. инициировал принятие пункта 2 в статье 87 КТМ РФ, в соответствии с которым морской лоцман являлся работником лоцманской службы государственной организации. На основании этого впоследствии было принято «знаменитое» Постановление Правительства РФ  от 17 апреля 2001 г., № 538, запрещающее работу негосударственных лоцманских организаций.

После длительных судебных разбирательств Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06 апреля 2004 г., № 7  Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2001 г., № 538 было признано не соответствующими Конституции России.

Лоцманы частных лоцманских организаций с 06.04.2004г. вернули законное право осуществлять деятельность по лоцманской проводке судов.

Казалось бы, постановление высшего судебного органа страны поставило точку, так как создание государственной монополии лоцманской службы противоречит Конституции РФ и действующему законодательству.

Однако очередные попытки огосударствления лоцманской деятельности были снова предприняты Минтрансом в 2007 г и в 2014 году, но  были также отклонены Правительством РФ.

На этот раз с инициативой запрета частных лоцманов выступили сенаторы Совета Федерации. В связи с этим возникает несколько вопросов: почему представители законодательной и исполнительной государственной власти пытаются в очередной раз ввести запрет на профессию и отменить сразу три статьи Конституции РФ: ст.8 Конституции РФ (гарантия свободы экономической деятельности и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); п.2, ст.34 Конституции РФ (недопустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию); п.1, ст.37 Конституции РФ (гарантия каждому лицу права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию)?

Конституция РФ не является основным законом для представителей законодательной власти? Депутаты и чиновники не знают Конституции? Депутаты и чиновники не хотят следовать Конституции?

Или это новый тренд властей под названием «назад в СССР»,  направленный на возрождение государственно-монополистического капитализма.

Для ответа на некоторые вопросы публикуем открытое Письмо заслуженных лоцманов сенатору С.Г.Митину.