Новости - Катастрофы и аварии



21.05.2010 - Судовладельцы сливают нефтесодержащие отходы в Енисей

Тёмные воды Енисея. Оказывается, не все судовладельцы сдают отходы, накопившиеся на теплоходах, специальным сборщикам, а сливают их прямо в реку. Бизнесмены уверяют, что просто вынуждены действовать во вред экологии.

Нефтесодержащие воды скапливаются на борту в специальном отсеке. С 15-20 теплоходов можно собрать до 120 тонн таких отходов. Как раз столько и вмещают ёмкости сборщика. Достаточно нескольких дней, чтобы их заполнить, особенно перед началом или в завершении навигации. Да и в рейс не выпустят, пока с Енисейским пароходством не заключишь договор на сбор отходов. А по Енисею ходят почти полторы тысячи коммерческих судов. И некоторые судовладельцы идут на уловки - документы подписывают, вносят лишь часть средств за сборы и получают лицензию. "Когда начинаешь анализировать всю эту систему, получается, что они должны по идее сдать гораздо больше, потому что гораздо больше у них по всем нормативам этих отработанных и подсланевых вод. Но этого не делается, все экономят деньги, сливают в Енисей", - говорит генеральный директор ОАО "Енисейское речное пароходство" Александр Иванов. Судов-вредителей в последние годы стало меньше. Только не потому, что все вдруг стали ответственно и гуманно относиться к природе - речной флот обмельчал, как и сам батюшка-Енисей. И все тёмные воды вышли на поверхность. Но даже если использовать все современные технологии при отчистке реки, это не поможет. Енисей настолько могучая и полноводная река, что транспорт, который по ней сейчас ходит, не наносит ощутимого вреда, заявляют в Енисейском пароходстве. Но если потерять контроль над коммерческими судами, он может нанести Енисею экологический урон похлеще выбросов алюминиевых заводов и целлюлозно-бумажных комбинатов, вместе взятых. Частные судовладельцы признаются: Енисейское пароходство душит своими тарифами за сбор отходов. Оно в этой области монополист, потому что только у него есть специальный флот, который обслуживает суда. Это наследство пароходству досталось ещё в 90-х, когда шла приватизация. И именно обслуживающие теплоходы должны были остаться на балансе госкомпании - Енисейречтранса. Но тогда устаревшей техникой никто не интересовался, вот и перешла она на баланс акционерного общества. У судовладельца Александра Кропова семь теплоходов. И только за услуги сборщика он вынужден отдавать в навигацию 270 тысяч рублей. Единственный выход, по мнению частных компаний - не мутить воду в стакане, а следовать букве закона. На государственном уровне принять решение, как и предполагалось изначально, обслуживающий флот вернуть государству. Тогда, надеются судовладельцы, там будет жёсткий контроль и тарифы установят доступные для всех.