Новости - Катастрофы и аварии



27.01.2017 - На пароме Viking Grace будет использоваться новая технология - Rotor Sail Solution

Круизный паром Viking Grace, построенный в 2013 году специально для маршрута Стокгольм (Швеция) — Турку (Финляндия), станет первым в мире гибридным пассажирским судном, и будет использовать энергию ветра вместе с основной силовой установкой. Viking Line станет первой компанией, внедрившей технологию на своем круизном лайнере. Об этом сообщила пресс-служба финской компании.

Новая технология называется Rotor Sail Solution и разработана финской компанией Norsepower — одним из лидеров внедрений возобновляемых источников энергии в морской отрасли. Фактически, это турбопарус (также называемый, роторный парус). Первый такой движитель разработал и запатентовал немецкий инженер Антон Флеттнер в 1922 году. Его изобретение было названо ротором Флеттнера и породило целый класс роторшипов — роторных судов, использующих в качестве движителей характерные устройства. Однако до масштабного внедрения разработки на морском транспорте дело дошло только в XXI веке.

Разработка Norsepower является модернизированной версией ротора Флеттнера и довольно компактна. Это полый цилиндр высотой 24 м и шириной всего 4 м.  Во время работы турбопаруса цилиндр вращается вокруг своей оси. В основе работы движителя лежит физическое явление, при котором поток воздуха, обтекающий вращающееся тело, создает дополнительную силу. Иными словами, если установить вращающийся цилиндр (трубу) и поместить его на открытое пространство (палубу судна) для обдува ветром, то давление ветра на цилиндр многократно усилится. Именно этот эффект позволяет двигать судно с гораздо большим импульсом, чем при использовании классического громоздкого паруса. Этот явление называется эффектом Магнуса.

Предварительные исследования обещают значительное сокращение расхода топлива и, следовательно, выбросов. Viking Grace использует в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). Его расход при использовании  установки Rotor Sail Solution  сократится на 300 тонн в год. На сэкономленном объеме паром может идти трое суток или более, в зависимости от погодных условий. Отмечается, что сочетание в одном судне двигателей на СПГ, электрического привода гребных винтов, особой формы корпуса, не образующей большую волну, и роторного паруса — не встречается более нигде в мире.

Технология уже доказала свою коммерческую эффективность эксплуатацией на грузовых судах. Подготовка к внедрению системы на Viking Grace началась и завершится в 2018 году установкой самого турбопаруса. Работа паруса полностью автоматизирована — он запускается, когда ветровая нагрузка достаточна для эффективной работы. Если система не задействована, то она не требует абсолютно никаких дополнительных расходов.

Роторный парус Rotor Sail Solution от Norsepower получил звание «Инновация года» в 2016 году на выставке Electric and Hybrid Marine World Expo в Амстердаме. На сегодняшний день это одна из самых перспективных разработок в области возобновляемых источников энергии в морском транспорте. Независимые исследования показывают, что технология позволяет экономить до  20% топлива в год, в зависимости от погодных условий.

«Это первое применение энергии ветра для столь крупного круизного лайнера как Viking Grace. Как инженерная компания, базирующаяся в Финляндии, мы гордимся сотрудничеством с большим и известным судоходным концерном. Вместе мы идем к новой эре, когда использование вспомогательной силы ветра станет важной частью в морских перевозках», - отметил генеральный директор компании Norsepower Туомас Риски.

Данный проект получил финансирование по программе исследований и инноваций «Горизонт Европейского союза 2020» (соглашение о субсидировании № 738282). Роторный парус Rotor Sail Solution от Norsepower может использоваться на нефтяных баржах, сухогрузных судах, трейлерных перевозчиках и паромах.

Недавно компания Norsepower объявила о получении 2,6 млн евро от Европейской комиссии и агентства по инновациям Tekes при финском правительстве для дальнейшей разработки и развития программы. Роторные паруса использовались на знаменитом судне «Алсион» Жака Ива Кусто, которое стало площадкой изучения эффекта Магнуса и его применения в морской сфере.