Новости - Информация минтранса



20.08.2013 - Президент провел первое из серии совещаний по развитию портов в ключевых российских акваториях

Президент провел первое из серии совещаний по развитию портов в ключевых российских акваториях — большинство из них работают на пределе. На этот раз речь шла об Азово-Черноморском бассейне. По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в южных портах достигнет 150 млн т, что вдвое больше сегодняшних возможностей.

«После печальных событий, связанных с распадом Советского Союза, Россия утратила огромные, самые современные по тем временам портовые мощности по перевалке различных грузов и несла серьезные убытки, — напомнил президент. — Если не убытки, то недополученную выгоду — она была очень большой».

Ситуацию удалось переломить, считает Владимир Путин: «Новые портовые комплексы и терминалы были созданы на Балтике, на Севере, на Черном море, на Дальнем Востоке. В результате только за прошлый год через российские порты перевезено более 565 млн т грузов. Это на четверть больше, чем в пик таких перевозок за советское время в 1984 году».

Очевидно, что нужно двигаться дальше, продолжил Путин. Особенно учитывая перспективы развития Таможенного союза. «Нужны четкие ориентиры на перспективу, увязанные с планами отечественного бизнеса, наших крупных компаний и, конечно, с развитием других видов транспорта: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного», — пояснил он.

Президент намерен провести серию совещаний о перспективах развития портов в ключевых морских акваториях. Сегодня речь шла об Азово-Черноморском бассейне. Местные порты занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка растет. Так, по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн т, это более чем вдвое превышает сегодняшние возможности.

«Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе, — знает Путин. — Такие инфраструктурные ограничения сдерживают развитие международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении. По сути, это инфраструктурные ограничения роста самой экономики. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода».

Уже сейчас при подходе к портам Туапсе и Новороссийска скапливаются железнодорожные составы. «Так чуть ли не 200 составов там стоит», — неприятно удивился президент. Но модернизация только этих двух портов не закроет спрос на грузоперевозки в этом регионе. Президент призвал не просто снять инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей.

Бизнес уже активно вкладывает средства в порты, правительству лишь нужно создавать условия, чтобы частных инвестиций было больше, гораздо больше, заявил Путин. «И, разумеется, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы между собой чувствовали уверенность при поддержке со стороны государства, чтобы они гармонизировали свои отношения при поддержке государства, — призвал глава государства. — Без этой поддержки вряд ли между собой удастся договориться».

Речь идет о понятных правилах для инвесторов, минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования, пояснил президент. Надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой — частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации.

Еще одна важная задача — обеспечение конкурентоспособных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса, продолжил Путин. Это одна из критических составляющих в работе портов в России. «Часто наши грузоотправители обращаются к иностранным услугам именно в силу неразвитости логистики, именно в силу завышенных тарифов и так далее, — знает президент. — Нужно самым внимательным образом на это еще раз посмотреть».

Грузооборот российских портов в прошлом году действительно вырос до 565 млн т, согласился глава Минтранса Максим Соколов.

Перевалка грузов в Азово-Черноморском бассейне составляет практически треть от грузооборота российских портов. На сегодня вся портовая мощность почти исчерпана. Более того, последние годы порты работают даже за пределами пропускной способности.

«Новороссийск дает сегодня практически две трети, 66%, Туапсе — порядка 10% и Ростов-на-Дону — около 6% от общего грузооборота, — подсчитал Соколов. — Оставшиеся девять портов обеспечивают, соответственно, всего лишь 17% от общего объема, и хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов и это, конечно, серьезно затрудняет их дальнейшее развитие».

Максим Соколов детально в цифрах информировал Путина о планах правительства по развитию портов. «Если говорить непосредственно о бюджетных инвестициях на добавленную тонну груза, то в Тамани это 810 руб. государственных инвестиций, в Новороссийске — 2800 руб., в Усть-Луге показатель даже чуть меньше — 720 руб., в Сабетте — почти 3 тыс. руб. на добавленную тонну груза», — подсчитал министр.

Основной ограничитель для развития всех портов Азово-Черноморского бассейна — железная дорога. «В соответствии с планами развития подходных путей, расшивкой краснодарского железнодорожного узла, до 2020 года планируются, и это скорреспондировано с инвестиционной программой РЖД, средства в размере 163 млрд руб. (при этом из средств федерального бюджета — 88 млрд руб.), это даст увеличение пропускной способности к 2020 году, в том числе на дальних подъездах, начиная от Саратова, в объеме примерно 65 млн т», — продолжил Максим Соколов.

Путин дал слово главе ОАО «РЖД» Владимиру Якунину. «Мы в 2012 году в направлении Азово-Черноморских портов перевезли 62,4 млн т грузов — рост к предыдущему периоду на 11%, то есть тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует, — оправдывался он. — Хотя мы здесь всегда придерживаемся правила перепроверки, и, скажем, у нас более консервативное представление о возможном росте именно в сторону Тамани, но все равно это, безусловно, цифры, которые намного превосходят существующие возможности инфраструктуры».

Владимир Якунин согласился, что железнодорожную инфраструктуру, конечно, нужно развивать. Речь идет прежде всего о модернизации и строительстве двухпутных участков — от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара. «Такие проработки у нас существуют», — доложил глава РЖД.