Новости - Информация минтранса



02.09.2011 - Доклад А.Давыденко на Совете Росморречфлота

1 сентября 2011г. в Нижнем Новгороде состоялось выездное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта на тему «О мерах по совершенствованию системы управления безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации».

Как сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса, с основным докладом на заседании Совета выступил руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. Он напомнил об основных причинах аварии теплохода «Булгария», выявленные Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В частности, невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса; неготовность судна к плаванию в условиях шторма; несоблюдение общепринятых приёмов и способов управления судном; нарушение капитаном судна требований п. 15, 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России №47 в части информирования диспетчера и получения разрешения на движение судна; плохие погодные условия: усиление ветра появление волнения. «Мы вновь имеем дело с так называемым человеческим фактором, фатальным стечением обстоятельств, когда в одном месте и в одно время сложились ошибки, недочеты, преступная халатность и пренебрежение элементарными правилами безопасности судоходства многих участников этого процесса», – сказал А.Давыденко. По его словам, эта проблема характерна не только для России. Так, Международная морская организация провела ряд исследований причин гибели людей при авариях судов, как на море, так и на внутренних водах. Подробно исследовано влияние различных факторов. В основе трагического случая с гибелью человека лежит около 20 тысяч мелких нарушений. А есть еще нарушения средней тяжести и серьезные нарушения или так называемые «критические ситуации». Уменьшение мелких нарушений всего на 20% наполовину уменьшает риск гибели человека. «Нам необходимо принять такие меры, которые не допустят никаких нарушений, тем более аварий с гибелью людей», – считает А.Давыденко. Он сообщил о мерах, которые были приняты Росморречфлотом за последнее время. Создана Рабочая группа, которая провела проверку ГБУ и ФГУП «Канал имени Москвы» на предмет выполнения приказа Минтранса России №47 «Об утверждении порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации». Совместно с территориальными органами Ространснадзора бассейновые управления осуществили сверку наличия у судовладельцев, имеющих лицензии на перевозку опасных грузов и пассажиров, договоров на навигационное обслуживание. Результат – из 1034 судовладельцев, имеющих лицензии на перевозку опасных грузов, и 601 судовладельца, имеющего лицензию на право осуществлять пассажирские перевозки внутренним водным транспортом, договора имелись соответственно у 610 в (59%) и 300 (49,9%). Т.е., 50% судовладельцев не заключили договора на навигационное обслуживание, не говоря о других судовладельцах, перевозящих неопасные грузы. Росморречфлот на сегодняшний день через подведомственные государственные бассейновые управления водных путей и судоходства осуществляет содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, диспетчерское регулирование движения судов. При этом, отметил А.Давыденко, у Росморречфлота отсутствуют функции и возможности контроля за судовладельцами и непосредственно за судами. Хотя в одобренной в 2009г. правительством Российской Федерации Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями уже было предусмотрено создание Администрации речных бассейнов с функциями портовых властей. Такая структура выстраивалась по аналогии с морским транспортом, где капитанами морских портов осуществляется портовый контроль. Этот подход, по мнению главы Росморречфлота, полностью себя оправдал хотя бы потому, что Россия в настоящий момент находится в белых списках всех Меморандумов. Концепция реформирования управления на ВВП реализовывалась в соответствии с утвержденным графиком путем внесения изменений в действующее законодательство. Но жизнь заставила ускорить процесс реформирования. Во исполнение поручений президента и правительства Российской Федерации Минтранс России совместно с Росморречфлотом разработал предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу. По словам А.Давыденко, в первую очередь, по изменения должны быть внесены в основной документ отрасли – Кодекс внутреннего водного транспорта. Предлагается наделить Росморречфлот функцией по организации государственного портового контроля судов на внутренних водных путях и централизованного учета результатов такого контроля. Также, ведется работа по пересмотру нормативных правовых актов Минтранса России и подготовке новых актов в развитие положений КВВТ. Ускоряется работа по продвижению законов о поддержке отечественного судостроения и судоходства и страхования транспортных средств. Основным документом станет Положение об осуществлении государственного портового контроля судов на внутренних водных путях. При разработке за основу будут приняты существующие на морском транспорте принципы и процедуры осуществления государственного портового контроля в соответствии с резолюцией IMO №787. В Gоложение планируется предусмотреть также виды, методы и способы контроля, включающие в себя следующие основные проверки: оценка мореходности судна, работоспособность судовых систем и устройств, наличие действующих судовых документов, укомплектование судов экипажами и персоналом надлежащей численности и квалификации, готовности экипажа к борьбе за живучесть судна и оказанию помощи терпящим бедствие, укомплектования судов спасательными средствами, согласно норм, правильность загрузки судов и остойчивость, работоспособность судового оборудования, включая навигационное. Для реализации этого Положения предусматривается создание базы данных по Централизованному учету инспекций судов на внутренних водных путях, позволяющей осуществлять выбор судов для инспектирования по целевому фактору, в зависимости от присвоенного судну приоритета. Другим направлением обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях является развитие электронных систем в отрасли. Это создание электронных навигационных карт (ЭНК), которые уже разработаны на Единой глубоководной системе. Для этого реализуются задачи создания системы АИС в рамках ФЦП «ГЛОНАСС». Впоследствии Росморечфлот планирует перейти к интегрированию всех имеющихся и строящихся систем обеспечения безопасности судоходства и созданию Речных информационных служб.