Новости - Информация минтранса



27.02.2015 - Подготовлены поправки в закон «О морских портах в РФ»

Поправки в ФЗ «О морских портах в РФ» станут шагом вперед на пути к гармонизации деятельности железнодорожного перевозчика и операторов морских терминалов. Об этом говорится в заявлении Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико, указывается в заявлении. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность становится стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также перевозок грузов, развития и использования транзитного потенциала России.

Напомним, в 2007 году в целях отражения особенностей взаимодействия смежных видов транспорта в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» была включена норма, согласно которой порядок взаимодействия, права и обязанности операторов морских терминалов и перевозчика железнодорожного транспорта при оказании услуг по перевалке грузов в морском порту определяются узловыми соглашениями.

Принятие указанной нормы породило споры между операторами морских терминалов и перевозчиком железнодорожного транспорта ввиду того, что последний настаивает на урегулировании специальных условий по организации перевозок грузов в договорах на подачу и уборку вагонов, эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта.

Для достижения компромисса Минтрансом России подготовлен проект федерального закона, в соответствии с которым в статью 27 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации» и статью 57 Устава железнодорожного транспорта вносятся изменения, устанавливающие необходимость заключения между железнодорожным перевозчиком и оператором морского терминала специального договора, учитывающего особенности их взаимодействия. Этот договор и заменит узловое соглашение. При этом в нем должны быть отражены права и обязанности обеих сторон – равноправных участников перевозочного процесса. Именно поэтому ответственность за нарушение обязательств должна быть «зеркальной» и учитывать объективные обстоятельства, влияющие на их надлежащее исполнение перевозчиком и операторами морских терминалов. Примерная форма типового договора будет утверждена Минтрансом России. Данные поправки в законодательство были согласованы ОАО «РЖД» и АСОП.

Для разработки основных положений типового договора по инициативе Минтранса России из представителей операторов морских терминалов и ОАО «РЖД была создана специальная рабочая группа.

Структурно типовой договор будет состоять из следующих разделов:

– Термины и определения;
– Порядок планирования и осуществления завоза/вывоза грузов;
– Права и обязанности сторон;
– Порядок подачи и уборки вагонов;
– Места и нормы обработки вагонов;
– Организация грузовой и коммерческой работы;
– Порядок расчетов между сторонами;
– Ответственность сторон.

Сменно-суточное планирование предлагается взять за основу при осуществлении сторонами своих обязанностей по типовому договору.

Для этого сторонами определяются среднесуточные плановые нормы выгрузки и погрузки, не выполнение которых является основанием для привлечения сторон к ответственности.

Ежедневно на основании взаимного обмена информацией между сторонами типовым договором предлагается составлять и подписывать сменно-суточный план, в котором определяются количество подаваемых вагонов с разбивкой по роду груза, места погрузки/выгрузки, время подачи и т. д.

Кроме этого в типовом договоре могут предусматриваться случаи, при которых оператор морского терминала несет ответственность за простой вагонов на путях общего пользования, а перевозчик за не обеспечение перевозок грузов в согласованном объеме.

Вводя ответственность операторов морских терминалов за простой вагонов на путях общего пользования, поправки не предусматривают сбалансированные процедуры взаимного контроля: порт всегда «прозрачен» для железной дороги, в то время как неподачу вагонов в порт по согласованному графику железная дорога может списать на причины в порту, тогда как на деле это будет обусловлено проблемами управления движением на сети, отмечает АСОП.

В случае решения этой и некоторых иных задач усиления паритетного характера законопроекта в соответствии с принципами, установленными ст. 799 ГК РФ, его принятие положительно скажется на всех участниках перевозочного процесса, и будет стимулировать развитие партнерских отношений между ними.

По состоянию на 1 января 2014 г. перегрузочная способность терминалов в морских портах оценивается в 876 млн т, в том числе для наливных грузов – 498,5 млн т и сухогрузов – 377,6 млн т. Протяженность причального фронта составляет около 139 км или 846 причала.

В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощности перегрузочных комплексов, с учетом развития инфраструктуры смежных видов транспорта, составят более 1,5 млрд т, а объем перевалки возрастет до 1–1,2 млрд т.

По данным реестра морских портов в России деятельность по перевалке грузов осуществляется в 67 морских портах. В 2014 г. операторами морских терминалов было перегружено более 622 млн т грузов, в том числе 291 млн т сухогрузов и 331 млн т наливных. Рост грузооборота составил 4,9 %. Объем грузов, прибывших в морские порты железнодорожным транспортом, увеличился почти на 10 % и составил 270 млн т.

Существенно увеличилась и выгрузка вагонов в морских портах, которая составляет более 10 тыс. вагонов в среднем в сутки.