24.03.2008 - |
Портовые мощности Азово-Черноморского бассейна. Развитие и конкуренция. |
Тезисы доклада Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко на 3-м международном отраслевом форуме "ЮГТРАНС-2008.
Портовые мощности Азово-Черноморского бассейна. Развитие и конкуренция"
«О перспективах развития портовой деятельности в Азово-Черноморском бассейне»
21 марта 2008 г.
Уважаемые коллеги!
Позвольте коротко остановиться на итогах работы морского транспорта в истекшем году.
Объём перевалки грузов в морских портах увеличился по сравнению с 2006 годом на 7 % и составил 451 млн. тонн. Если в 2006 году рост объёмов грузопереработки был обеспечен в основном приростом доли наливных грузов, то в прошедшем году значительный прирост объёмов переработки произошел по таким грузам как: зерно (+33 %), руда (+22 %), грузы в контейнерах (+18 %) и уголь (+ 14 %).
На приведённом слайде представлено распределение грузов по номенклатуре, бассейнам и видам перевозок, и видно, что доминирующее положение занимает экспортное направление, а доля транзитных перевозок минимальна.
В 2008 году планируется переработать в российских портах около 485 млн. тонн грузов, а при сохраняющихся темпах роста внешнеторгового оборота и благоприятной ценовой конъюнктуре на энергоносители (углеводороды) объём перевалки грузов в морских портах России к 2010 году прогнозируется на уровне 510 млн. тонн.
В Азово-Черноморском бассейне расположены 8 морских портов (один из которых строящийся порт Тамань) и 2 речных устьевых порта – Азов и Ростов-на-Дону.
В 2007 году ими переработано 152,6 млн. тонн грузов или около 1/3 от общего грузооборота российских портов, что в 3 раза превышает максимальный суммарный грузооборот портов Советского Союза в Азово-Черноморском бассейне.
В соответствии с разрабатываемой ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» пропускная способность портов Юга России должна превысить 250 млн. тонн грузов.
В рамках действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы России» для развития портов Юга России предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 2,54 млрд. рублей, а также привлечение средств инвесторов в размере 9,89 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 определен перечень объектов необходимых для транспортного обеспечения Олимпийских игр. По предварительным оценкам стоимость строительства объектов транспортной инфраструктуры составляет порядка 316-ти млрд. рублей.
Росморречфлот определен исполнителем по 7 объектам морского транспорта. Наиболее значимыми из них являются:
1) Реконструкция порта Сочи.
Проектные проработки предусматривают вынос грузового района за границы существующего порта, переустройство акватории под размещение марины и прием
судов местных пассажирских линий.
Гавань для больших круизных судов предполагается организовать с внешней стороны Северного мола, в виде ковша с двусторонним расположением причалов.
2) Создание 2-х грузовых районов порта Сочи в устье рек Мзымты и Псоу.
По экспертным оценкам для обеспечения строительства олимпийских объектов в Сочи необходимо ежегодно завозить 35 млн. тонн грузов. Принимая во внимание ограничения пропускной способности железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, создание этих грузовых районов позволит осуществить своевременный завоз инертных материалов в
г. Сочи.
3) Реконструкция и строительство 15-ти портопунктов вдоль побережья Большого Сочи.
Создание береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских морских линий предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Реализация этого проекта позволит создать инфраструктуру для оказания услуг по пассажирским перевозкам вдоль Черноморского побережья.
Кроме того, за счет внебюджетных источников планируется приобретение скоростных пассажирских судов для обеспечения местных пассажирских морских линий.
В 2008 году ФГУП «Росморпорт» реконструирует портопункты Адлер, Кургородок, Хоста и Лоо, и они будут открыты для пассажирских перевозок.
Самым крупным по объему грузопереработки не только в южном бассейне, но и в России является порт Новороссийск.
Новороссийск находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и является одним из ключевых пунктов международного транзита груза, обслуживая торговые связи России со странами Средиземноморья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.
Новороссийский порт является выгодной альтернативой доставки груза из Юго-Восточной Азии в Россию существующему пути из Китая через Роттердам, Гамбург и Санкт – Петербург. Этот путь может быть на 8 суток короче и экономически более выгоден.
Грузооборот Новороссийского порта в 2007 году составил 113,5 млн. тонн, в том числе наливных – 86,6 млн. тонн.
Порт интенсивно развивается.
На сегодняшний день полностью завершена реконструкция мощностей для перевалки дизтоплива и карбамидно-аммиачной смеси. Закончена реконструкция причала №26а по отгрузке нефтепродуктов на суда-бункеровщики. Мощность комплекса 648 тыс. тонн в год.
Практически завершены работы по строительству специализированного высокопроизводительного зернового терминала мощностью 3,5 млн. тонн.
Завершены работы по реконструкции причалов и дноуглублению контейнерного терминала ОАО «Новорослесэкспорт» (дочерняя компания ОАО «НМТП»). В результате реализованных работ порт сможет принимать под обработку контейнеровозы вместимостью до 5 тыс. TEU.
В Юго-Восточном районе порта Новороссийск продолжается строительство контейнерного терминала, мощность которого к 2010 году достигнет 500 тыс. TEU.
В настоящее время осуществляется строительство Инспекционно-досмотрового комплекса контроля крупногабаритных грузов в морском порту Новороссийск со сроком завершения работ в 2008 году.
В последние годы интенсивно развиваются и другие порты Азово-Черноморского бассейна.
Грузооборот порта Туапсе в 2007 году составил 19,6 млн. тонн, в том числе наливных грузов 14,1 млн. тонн.
В порту Туапсе начаты подготовительные работы по строительству, балкерного терминала для перевалки 3 млн. тонн минеральных удобрений.
В этом месяце Росморречфлотом выдано разрешение на строительство зернового терминала мощностью 2 млн. тонн в год.
Разработана утверждаемая часть проекта строительства причала № 1А для приема танкеров дедвейтом 80 тыс. тонн.
Росморречфлотом одобрены предпроектные проработки по созданию Южного грузового района порта мощностью 6 млн. тонн в год.
Перевалку угля в перспективе планируется перевести в новый порт на Таманском полуострове, а освободившиеся мощности использовать для перевалки других грузов, в первую очередь металлопроката.
К 2010 и 2015 годам грузооборот порта составит соответственно 35 и 41 млн. тонн.
Продолжается строительство морского порта Тамань, ориентированного на перевалку нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и аммиака.
В конце 2008 года планируется ввести в эксплуатацию первую очередь комплекса по перевалке СУГ мощностью 1,5 млн. тонн.
Программой строительства порта предусмотрено, что до 2015 года Тамань должна выйти на проектную мощность 30 млн. тонн наливных и 3,5 млн. тонн сухих грузов, а в перспективе через него будет переваливаться до 70 млн. тонн ежегодно.
Грузооборот порта Таганрог в 2007 году составил 3,3 млн. тонн, в том числе наливных грузов 1,1 млн. тонн. В порту планируется реконструкция Северного мола с созданием трех универсальных причалов. В результате реализации этих проектов к 2015 году пропускная способность порта составит около 4 млн. тонн.
Грузооборот порта Ейск в 2007 году составил 4,3 млн. тонн. Планами развития порта предусмотрено строительство 2-х новых причалов для перевалки зерна (до 1 млн. тонн), причалов генеральных грузов и контейнеров мощностью более 1 млн. тонн.
Грузооборот порта Темрюк в 2007 году составил 1,4 млн. тонн, в том числе наливных грузов 0,4 млн. тонн. Дальнейшее развитие порта Темрюк предусматривает строительство комплекса для перевалки попутного нефтяного газа в объеме 300 тыс. тонн, комплекса химических грузов мощностью 300 тыс. тонн; комплекса для перевалки дизтоплива мощностью 300 тыс. тонн.
Реализация этих проектов позволит довести производственные мощности порта Темрюк до 4,5 млн. тонн.
Грузооборот порта Кавказ в 2007 году (вместе с РПК «Таманский») составил 6,38 млн. тонн, в том числе наливных грузов 3,68 млн. тонн. Главными направлениями развития порта являются дальнейшее развитие железнодорожного паромного комплекса и терминалов накатных грузов.
Комплекс паромной переправы включает:Автопассажирский паромный комплекс и железнодорожный паромный комплекс. Первая очередь железнодорожного паромного комплекса работает на линии «Крым – Кавказ».
В 2007 году начала действовать вторая очередь железнодорожно-паромного сообщения с портом Поти (Грузия).
Одобрено предложение ОАО «Азовская транспортная компания» по созданию Северо-западного района порта, предназначенного для приема и обработки универсальных сухогрузных судов и автопаромов, перевалки генеральных и навалочных грузов открытого хранения,
Грузооборот порта к 2015 году достигнет 12 млн. тонн.
В портах Азово-Черноморского бассейна имеется дефицит перегрузочных мощностей для перевалки угля, контейнеров и накатных грузов.
Действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы (2002-2010 гг.)» предусмотрено проектирование и строительство нового порта на Таманском полуострове, который будет ориентирован на перевалку этих грузов.
Актуальность строительства такого порта обусловлена и реализацией крупнейшего инфраструктурного проекта по развитию Волго-Донского водного пути, связывающего Каспийский и Азово-Черноморский бассейны.
В настоящее время рассматриваются два инфраструктурных проекта: строительство 18 камер шлюзов второй нитки Волго-Донского судоходного канала и создание нового канала «Евразия». Протяженность Волго-Донского водного пути составляет 1080 км, из которых на долю Волго-Донского канала приходится 101 км. Протяженность нового канала «Евразия» составит около 850 км, которые будут представлять собой сплошную линию судоходных гидротехнических сооружений.
По оценке Южного научного центра Российской академии наук к 2015 году потребность в перевозках грузов по Волго-Донскому водному пути возрастет до 30 миллионов тонн. Реализация проекта строительства вторых линий шлюзов Волго-Донского судоходного канала даст возможность увеличить грузопоток в 3 раза. Хочу отметить, что вся грузовая база для ВДСК формируется в бассейне реки Волги. А грузопоток с Каспия для канала «Евразия» по самым оптимистичным прогнозам оценивается в 7 млн. тонн. Таким образом, канал «Евразия» имеет исключительное значение только для прикаспийских государств.
Выбор Таманского полуострова для размещения нового порта позволит, с учетом использования Волго-Донского водного пути, создать крупный перевалочный пункт между странами Черноморского и Прикаспийского бассейнов.
Акваторию порта также предполагается использовать в качестве порта-убежища для судов, следующих через Керченский пролив.
Подводя итоги, следует сказать, что успешная реализация планов по развитию портов Азово-Черноморского бассейна позволит полностью удовлетворить перспективные потребности российской экономики в перевалке внешнеторговых грузов на юге страны (при этом будет создано 15% резервных мощностей), уменьшит зависимость от сопредельных стран и позволит реализовать транзитный потенциал.
Благодарю за внимание!
Пресс-служба Минтранса РФ