Новости - Новости судостроения



11.08.2006 - Инвестфонд спускают на воду

Как стало известно Ъ, Межпромбанк Сергея Пугачева намерен кардинально реформировать принадлежащие ему судостроительные активы в Санкт-Петербурге. Планы собственника революционны: Межпромбанк намерен закрыть Балтийский завод, отдав его территорию под строительство жилья и деловых центров, а судостроительное производство сосредоточить на Северной верфи. Общая стоимость проекта – свыше 22 млрд руб. Реализовать проект в Межпромбанке планируют в том числе за счет средств инвестфонда.

Концепция, разработанная по заказу Межпромбанка петербургским ЦНИИ технологии судостроения (копия документа имеется в распоряжении Ъ), предполагает, что 70 га территории Балтийского завода на Васильевском острове будут освобождены "для градостроительного развития" к 2010-2011 годам. К этому времени предполагается провести модернизацию Северной верфи (в том числе за счете перевода туда части оборудования с Балтзавода) до современного производственного комплекса с возможностью строительства судов водоизмещением до 80 тыс. т. Сейчас предельное водоизмещение корабля, который можно построить на Северной верфи,– 12 тыс. т. Реализовать проект в Межпромбанке планируют в том числе за счет средств инвестфонда. Общую стоимость проекта в ЦНИИ оценили в 22,6 млрд руб. Предполагается, что за счет собственных средств Межпромбанка будет профинансировано только 25% суммы, 40% планируется привлечь из инвестфонда, а остальные 35% – получить за счет "долгосрочного синдицированного кредита под 9% годовых, взятого у банков-инвесторов под госгарантии". Заявка на получение средств пока не подана. Собеседники в Минэкономразвития, Минпромэнерго и Роспроме сообщили Ъ, что "слышали о таком проекте Сергея Пугачева". В Минфине вчера дали понять, что проект Межпромбанка не безупречен с точки зрения финансовых расчетов. "В бюджете есть лимит в размере 12 млрд руб. на госгарантии под проекты, финансируемые за счет средств инвестфонда. Отдельной строки о выделении госгарантий в бюджете нет",– сообщил Ъ директор департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинансов Минфина Дмитрий Панкин. "На мой взгляд, банк готов вложить в проект слишком мало собственных средств",– считает источник Ъ в ведомстве. В Межпромбанке от комментариев отказались. Участники рынка полагают, что проект Межпромбанка – это ответ на планы государства по реформированию судостроения. Проект стратегии Роспрома, которую в сентябре должна рассмотреть военно-промышленная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова, предполагает передачу госпакета Северной верфи (20,96% акций) в Невский судостроительный центр, который будет создаваться на базе ОАО "Прибалтийский судостроительный завод 'Янтарь'". Северная верфь уже проиграла "Янтарю" контракт стоимостью $1,6 млрд на постройку фрегатов для Индии. А переговоры Межпромбанка о продаже судостроительного бизнеса "Рособоронэкспорту", начатые по инициативе госкомпании, пока не увенчались успехом. Разговоры о том, что промпредприятия нужно убрать с Васильевского острова, идут с конца 90-х годов. Балтийский завод занимает территорию площадью 70 га. Девелоперы считают, что на коммерческом использовании этой земли можно заработать не менее $600-700 млн. Таким образом, Межпромбанк в случае реализации его планов сможет, самостоятельно профинансировав 60% стоимости проекта в размере примерно 13 млрд руб. (и получив из инвестфонда еще около 10 млрд. рублей), впоследствии выручить от реализации земли около 15,5-18 млрд. рублей. То есть получить до 5 млрд. рублей чистой прибыли. Между тем Балтийский завод – предприятие уникальное. Он производит практически всю машиностроительную начинку судна (кроме двигателя), является монополистом в строительстве ледоколов, изготовлении ряда изделий судовой и стационарной энергетики. "На сегодня без участия Балтзавода в России не может быть построено ни одно крупное надводное судно,– утверждают на предприятии.– Мы поставляем котлы и винты практически всем российским судостроительным предприятиям". "Просто закрыть Балтийский завод нельзя, будет нарушена производственная цепочка с остальными судостроителями. Без согласия местных властей такие проекты реализовать невозможно",– заявил Ъ вице-губернатор Петербурга по экономике и финансам Михаил Осеевский. Опрошенные Ъ эксперты считают планы Межпромбанка жизнеспособными. "Балтийский завод находится в лучшем техническом состоянии, но под ним дорогая земля. Так что проект, связанный с Северной верфью, имеет более длительную перспективу. При условии что будет сохранено уникальное машиностроительное производство Балтзавода",– заявил Ъ экс-гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский. "Создать одну верфь из двух, сократить таким образом издержки, ориентироваться на коммерческое судостроение, это единственный вариант для Межпромбанка, альтернатива которому – продажа бизнеса",– полагает заместитель Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Коммерсантъ