Новости - Новости судостроения



18.11.2022 - ZEUS - первое судно класса RINA, способное работать на водороде

Водород является возможным решением (особенно для применения в каботажном плавании) для производства необходимой энергии движения без выбросов CO2.

Целью Европейского «зеленого» соглашения является достижение нулевого уровня выбросов во всех секторах к 2050 году, и в настоящее время существует конкретная коллективная мотивация для достижения экономики с нулевым уровнем выбросов. Чтобы внести свой вклад в процесс декарбонизации, за последние несколько лет были реализованы многочисленные инициативы.

Исследовательский проект TecBIA (Технологии с низким воздействием на окружающую среду для производства энергии на военно-морских судах) Fincantieri, софинансируемый Министерством экономического развития Италии, направлен на проверку устойчивой технологии топливных элементов для военно-морского применения посредством строительства судна-прототипа под названием ZEUS (Zero Emission Ultimate Ship) с гибридной силовой установкой. Zeus был классифицирован RINA в октябре 2022 года как первое судно класса RINA, способное работать на водороде.

Цель исследования — найти устойчивые решения с низким воздействием на окружающую среду для круизных лайнеров, мегаяхт, паромов и океанографических исследовательских судов за счет сокращения выбросов парниковых газов, оксидов азота, оксидов серы и твердых частиц.

Основной целью ZEUS длиной около 25 метров и весом около 170 тонн, является плавучая лаборатория для изучения топливных элементов, устройств электрохимического преобразования, которые вырабатывают электричество и тепло без теплового сгорания. Судно оснащено гибридной силовой установкой, состоящей из двух дизель-генераторов и двух электродвигателей. Кроме того, имеется система топливных элементов мощностью 144 кВт, питаемая примерно 50 кг водорода, содержащегося в металлогидридных баллонах, и система литиевых батарей. Такая конфигурация позволит судну работать около восьми часов со скоростью 7,5 узлов в режиме нулевого выброса, используя электроэнергию, вырабатываемую топливными элементами, или еще примерно четыре часа плыть со скоростью четыре узла в режиме нулевого шума используя батарейки.

Этот проект подтверждает, что использование водорода является возможным решением (особенно для каботажного плавания) для производства необходимой энергии движения без выбросов CO2.

В проекте TecBIA приняли участие многие организации: Fincantieri, Isotta Fraschini Motori, Cetena, Seastema, CNR, университеты Генуи, Палермо и Неаполя, ENR и RINA.

Технологии, разработанные в ходе проекта, могут быть применены к различным типам морских установок, от установок внутренних вод, с относительно низкими энергозатратами, до больших круизных судов, поддерживающих электрическую нагрузку для размещения или эксплуатации судна в течение ограниченного периода времени при низких скоростях.

Запросы на экологичные суда постоянно растут. Чувствительность к окружающей среде и охраняемым морским территориям побуждает все европейские верфи вкладывать средства в исследования, чтобы иметь возможность строить суда с контролируемыми выбросами. Использование гибридных технологий, использующих водород и батареи в сочетании с дизельными двигателями, является первым шагом, и мы предполагаем, что дальнейшее развитие станет реальностью очень скоро. Поэтому очень важно иметь руководящие принципы и правила, которые за счет технологических инноваций ведут к созданию передового флота с особым вниманием к вопросам безопасности и охраны окружающей среды. Достижение по декарбонизации к 2050 году — это головоломка, которую нужно решить, собрав воедино все части: владельцев, судостроителей, классовых обществ, поставщиков технологий, чистого топлива от производителей возобновляемых источников и так далее.