Новости - Новости судостроения



22.11.2007 - Судостроители отклонили план Пашина

Судостроительное лобби пытается добиться пересмотра федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы", одобренной недавно правительством РФ.

Документом недовольны главы ведущих судостроительных предприятий, профильных НИИ и КБ, которые вошли в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Программа не предусматривает выделение средств на модернизацию судостроителей. Заложенные в ней 140 млрд рублей направятся лишь на научные исследования и почти полностью достанутся разработчику программы, не вошедшему в госкорпорацию ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, который возглавляет Валентин Пашин. Судостроители выступают за удвоение средств ФЦП. Донести их предложения предстоит теперь главе ОСК Юрию Ярову в рамках запланированной встречи с президентом Владимиром Путиным в середине декабря. Во вторник в ЦНИИ "Технологии судостроения" (ТС) состоялось заседание Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленобласти под председательством генерального директора ФГУП "Адмиралтейские верфи" Владимира Александрова. На заседании присутствовали: генеральный директор ЦНИИ ТС Владимир Горбач, генеральный директор завода "Северная верфь" Андрей Фомичев, руководитель СПМБМ "Малахит" Владимир Пялов, а также представители ЦКБ "Рубин", Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), ФГУП "ПО 'Севмаш'". Собравшиеся обрушились с критикой на концепцию ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы", одобренную на днях правительством РФ. Недовольство судостроителей вызывает тот факт, что ФЦП не предполагает выделения средств на модернизацию предприятий отрасли. Заложенные в ней 140 млрд рублей будут направлены лишь на научные исследования и закупку технологий, а распоряжаться деньгами будет разработчик программы ЦНИИ имени А. Н. Крылова, который не войдет в ОСК. Владимир Горбач пояснил, что одобренный правительством документ представляет из себя лишь концепцию и может быть доработан. В своем докладе господин Горбач сообщил, что на модернизацию госпредприятий необходимо еще 150 млрд рублей, причем 85 млрд рублей из них должны быть выделены из федерального бюджета, а остальные деньги привлечены либо у частных инвесторов, либо из Инвестиционного фонда России. То есть средства на реализацию ФЦП должны быть удвоены. Направить эти деньги, по мнению членов ассоциации, следует на создание трех судостроительных комплексов. Первый комплекс предлагается создать на Северо-Западе, путем объединения в общий проект "Адмиралтейских верфей" и завода "Северная верфь" (за это, в частности, выступает и сам Владимир Александров). На Севере страны комплекс может быть создан на базе ФГУП "ПО 'Севмаш'" и ФГУП "ЦС 'Звездочка'". На Дальнем Востоке -- на мощностях ФГУП "ДВЗ 'Звезда'". "На эти три комплекса будут выделены государственные деньги", -- уверен Владимир Александров, ссылаясь на недавнюю встречу с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. В заседании ассоциации предполагалось также участие главы ОСК Юрия Ярова. Он не приехал, однако, по словам Владимира Горбача, господин Яров инициативу ассоциации поддерживает. Заключается она в том, что соответствующие предложения судостроителей глава ОСК готов представить президенту Владимиру Путину на встрече с ним 15 декабря. "У Юрия Ярова есть все основания идти к президенту, во всем мире государство поддерживает судостроение", -- считает председатель совета директоров ВСЗ Георгий Порядин, не присутствовавший на собрании. Лейтмотивом встречи господина Ярова с Владимиром Путиным станет выступление одного из представителей ЦНИИ ТС с предложениями ассоциации в Совете федерации 28 ноября. Присутствующий на собрании представитель ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова Валерий Половинкин заявил, что разделяет озабоченность судостроителей по поводу отсутствия средств на модернизацию, и предложил им альтернативные источники финансирования. "Заводы от своей выручки могли бы отчислять определенный процент в общий фонд, который и финансировал бы модернизацию предприятий", -- заявил господин Половинкин. Неофициально же в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова претензии предприятий комментируют более резко. По мнению специалистов института, добиться госфинансирования судостроителям не удастся. "Они только затянут принятие программы, в итоге отрасль останется вообще без финансирования", -- заявил один из высокопоставленных сотрудников института. Он также отметил, что в первоначальных предложениях ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова предполагалось финансирование модернизации предприятий, но контролирующим министерствам запрошенная сумма показалась слишком высокой. "Было поставлено условие сократить затраты и свести их только на финансирование науки", -- говорит он. "Без инвестиций в производство научные достижения нам просто негде будет реализовывать", -- предупреждает руководитель СПМБМ "Малахит" Владимир Пялов. "Программа в нынешнем виде -- это впустую потраченные деньги", -- вторит ему сотрудник аппарата Юрия Ярова Олег Шуляковский. Примечательно также, что до середины следующего года должен завершиться конкурс Минпромэнерго по выбору проектов новых судостроительных комплексов. Большинство предприятий, на модернизацию которых Ассоциация просит госфинансирования, также подавали свои заявки в Минпромэнерго. Однако, по данным Ъ, министерство склоняется к выбору частных проектов Объединенной промышленной корпорации на "Северной верфи", ВСЗ в Приморске и "Дальзавода" на Дальнем востоке. Об этом, в частности, говорят в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. "Правительство рассмотрело те документы, которые ему принесли вовремя, -- иронизирует ответственный секретарь Морского совета Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова. -- Пашин (Валентин Пашин, руководитель ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. -- Ъ) успел первый, скажем ему спасибо". Коммерсантъ