Новости - Новости судостроения



12.09.2005 - Северная верфь уезжает на ремонт

ФГУП "Рособоронэкспорт" поручило ОАО "Северная верфь" ремонт четырех кораблей ВМФ Алжира. При этом заказчик требует, чтобы все работы проводились на его верфях. Одновременно петербургский завод продолжает вести переговоры по продаже Алжиру экспортного варианта корвета, строящегося для ВМФ РФ.

Основные акционеры Северной верфи -- ЗАО "Объединенная промышленная корпорация" (ОПК, структура, управляющая промышленными активами Межпромбанка, 72,23%) и РФФИ (20,96%). Выручка верфи по итогам 2004 года составила 547,7 млн рублей, чистый убыток -- 34,15 млн рублей. Самый крупный контракт предприятия -- заказ на строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ для ВМС Китая ($1,4 млрд). В 1980-1985 годах Алжиру были поставлены три сторожевых корабля проекта 1159Т постройки Зеленодольского судостроительного завода и три малых ракетных корабля 1234Э завода "Алмаз". В конце 1990-х годов контракт на модернизацию двух кораблей (по одному каждого проекта) стоимостью $100 млн заключило ФГУП "Кронштадтский морской завод" (КМЗ). Заказ должен был быть сдан осенью 1998 года, но КМЗ затянул срок исполнения контракта, корабли ушли в Алжир недоукомплектованными, а стрельбы в рамках испытаний прошли неудачно. В итоге Алжир отказался перечислить "Рособоронэкспорту" последний платеж по контракту в размере $26 млн, а в конце 2000 года ЦНИИ "Гранит" и "ЛЭМЗ -- измерительные приборы", с которыми КМЗ не рассчитался по алжирскому контракту, потребовали введения на заводе конкурсного производства. Сейчас КМЗ находится в процедуре банкротства. Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что финансовый вопрос с Алжиром урегулирован, системы были доведены уже в Алжире и претензии сняты. Тем не менее на продолжение отношений с алжирским заказчиком КМЗ рассчитывать не приходится. Напомним, что Алжир планировал заказать России ремонт оставшихся кораблей. Новый контракт стремились заключить Северная верфь, судостроительная фирма "Алмаз" и Зеленодольский судостроительный завод. Как пояснил Ъ главный инженер СФ "Алмаз" Валерий Демченко, завод претендовал на ремонт "своих" кораблей проекта 1234Э. Источник в правительстве Татарстана сообщил Ъ, что администрация республики неоднократно обращалась в "Рособоронэкспорт", пытаясь отстоять интересы Зеленодольского завода. Однако еще в 2001 году Российское агентство по судостроению рекомендовало Северную верфь как наиболее подходящее предприятие для исполнения заказа. С руководством верфи в конце мая 2005 года, во время визита в Петербург, переговоры проводил новый начальник штаба национальной народной армии Алжира генерал-майор Салах Гайд. Заказчик настаивает, чтобы ремонт кораблей проводился на его верфях. Специалисты Северной верфи поедут в Алжир в октябре, чтобы провести дефектацию кораблей. Примерно в те же сроки должен быть оформлен контракт с "Рособоронэкспортом". В отличие от первых двух кораблей на оставшиеся четыре не станут ставить новые системы вооружения, будет проведен только ремонт с минимальной модернизацией, чтобы корабли прослужили еще семь-восемь лет. К работе Северная верфь, которая сейчас загружена достройкой эсминцев для Китая и корветов для ВМФ РФ, планирует привлечь специалистов Севастопольского морского завода и калининградского завода "Янтарь". При этом верфь продолжает вести с Алжиром переговоры о продаже экспортного варианта корвета проекта 20380 -- сейчас такой корабль строят на предприятии для российского флота. Напомним, ранее Алжир заключил контракт с ЦКБ "Рубин" и "Адмиралтейскими верфями" на ремонт двух своих подлодок проекта 877ЭКМ. В ЦКБ "Рубин" уточнили, что одна лодка будет отремонтирована на "Адмиралтейских верфях", вторая -- на алжирской верфи, при этом, как и в случае с кораблями, Алжир заказал только ремонт, без установки нового вооружения. Источник новости: Kommersant.ru