Новости - Новости судостроения



15.09.2005 - "Коммерсант СПб": Вперед в прошлое. Военное кораблестроение возвращается к системе НПО

Федеральные власти наконец определились с общими чертами реформы кораблестроения, разговоры о которой шли несколько лет. Ее концепцию по заказу Минпромэнерго разработало ФГУП "ЦНИИ им. академика Крылова" при участии ЦНИИ технологии судостроения. И, как заявил руководитель Федерального агентства промышленности (Роспром) Борис Алешин, на рассмотрение правительства РФ программа реформирования отрасли будет представлена уже в 2006г.

"Программа реформы судостроения рассчитана на 2006-2010гг. за это время будут созданы основные крупные компании - дивизионы по видам деятельности", - пояснил глава Роспрома. По его словам, речь идет о 2-3 холдингах. В частности, этим летом господин Алешин впервые озвучил идею создания государственно-частного партнерства на базе ОАО "Северная верфь" и трех конструкторских бюро - ФГУП "Северное ПКБ", ОАО "Невское ПКБ" и ФГУП "ЦМКБ "Алмаз". А с того момента как Балтийский завод перешел под контроль владеющего "Северной верфью" Межпромбанка, глава Роспрома заявил о намерении создавать партнерство на базе двух флагманов петербургского судостроения. Вместе с тем очевидно, что Роспром еще не договорился с Межпромбанком: источник в банке заявил "Коммерсанту", что "организационную форму холдинга еще никто глубоко не обсуждал, и то, о чем заявил Борис Алешин, пока не окончательное решение". Пока, по крайней мере, в Межпромбанке не комментируют даже то, как будет строиться управление "Северной верфью" и Балтийским заводом. От комментариев по созданию партнерства отказались и руководители ЦМКБ "Алмаз", а также Северного ПКБ. Впрочем, в ЦМКБ "Алмаз" сообщили, что пока из Роспрома им не поступало каких-либо официальных распоряжений по подготовке к интеграции в единую структуру. Намного быстрее, чем консолидация заводов-кораблестроителей, идет объединение научных институтов, занятых в этой отрасли, а также приборостроительных предприятий. Так, например, на базе ЦНИИ Крылова создается ФГУ "Крыловский научный центр". Ожидается, что все организационные вопросы по созданию Крыловского центра будут решены в течение полугода, после того как президент РФ Владимир Путин подпишет указ о его создании. Еще раньше - с 2001г. - Россудостроение начало строительство на базе ЦНИИ "Электроприбор" концерна по разработке и производству техники морской навигации и связи. К "Электроприбору" уже присоединено конструкторское бюро "Связьморпроект", в филиал ЦНИИ преобразован госзавод "Азимут-электроприбор", в июне Роспром принял решение о передаче институту в управление госпакета в 50,8% акций ОАО "Алтайский приборостроительный завод "Ротор" - серийного производителя навигационного оборудования для авиации и судостроения. Сейчас "Электроприбор" ведет работу по присоединению московского ФГУП "ЦНИИ "Дельфин", специализирующегося на проектировании и выпуске систем навигации и гравиметрии. Кроме того, по данным "Коммерсанта", Роспром намерен отдать "Электроприбору" московский гидроакустический институт "Волна". В завершающей стадии находится создание петербургского концерна "Гранит-Электрон" - разработчика и опытного производителя радиоэлектронного вооружения морского, наземного и воздушного базирования. Решение об объединении ЦНИИ "Гранит", ПО "Равенство", ФГУП "Северный пресс" и ФГУП "Завод им. Кулакова" было принято правительством РФ в июне 2003г. Предприятия связаны единым технологическим циклом, а в 1970-1980-х годах вместе с заводом "Омега" в Уральске работали как единое Ленинградское научно-производственное объединение "Гранит". Впоследствии "Гранит-Электрон" должен быть включен в состав военно-промышленной корпорации "НПО машиностроения". В стадии затянувшейся подготовки к акционированию находятся три других петербургских предприятия - ФГУП "ЦНИИ "Гидроприбор", ФГУП "Завод "Двигатель", ФГУП "НИИ морской теплотехники", которые до 1991г. составляли единое НПО "Уран". Напомним, что указ о создании ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" президент РФ Владимир Путин подписал в начале 2004г. Но так или иначе, судостроение начинает возвращаться к той структуре научно-производственных объединений, которая была эффективна в советское время и оказалась разрушена в начале 1990-х годов. РБК