Новости - Новости судостроения



26.06.2009 - В течении следующих 5-ти лет рынок судоходства будет определяться судостроением

Происходящее сегодня в судостроении определит во многом рынок судоходства на декаду вперед, и в последнее время разговоров о судостроении очень много, но по большей части это предположения или инстинктивные ощущения.

Нет четких оценок рисков имеющихся заказов и портфеля заказов в целом. Знают ли комментаторы и аналитики уровень спроса на новые суда в будущем и чем он будет определяться? Знают ли они сколько заказов было аннулировано и сколько судов по аннулированным заказам все равно будет построено? Знают ли они реальные мощности современного судостроения? Обвал заказов последних месяцев – насколько это результат планируемого снижения обьемов строительства, а насколько результат излишнего недавнего оптимизма судостроителей? На все эти вопросы попытались ответить в Drewry Shipping Consultants, подготовив 200-страничный обзор рынка. От предположений и угадываний никуда не деться, но есть ряд вопросов, на которые можно дать однозначные точные ответы. Портфель заказов современного судостроения сегодня – крупнейший в истории судоходства, переизбыток тоннажа на несколько лет вперед грозит нескольким ключевым секторам – а вообще-то большинству. Ситуация аналогична переизбытку заказов и тоннажа танкеров в начале 70-х, причем последствия сказывались на фрахтовом рынке в течении не одного, но нескольких десятилетий. Похоже, эту ошибку опять повторили, на этот раз не только в танкерном секторе, но и в балкерном и линейном. Drewry приводит три сценария возможного развития событий в судостроении в период до 2023 года. Базовый сценарий полагает, что в период до 2013 года судоходству потребуется 97 миллионов компенсированных брутто-тонн новостроя, чтобы обеспечить естетственный рост и замену списываемого тоннажа. В то же время в портфеле заказов тоннажа на этот период вдвое больше. В период 2014-18 планируется спрос на 120 миллионов кбт, и 139 миллионов в период до 2023 года. То есть на период 2013-2023гг спрос будет большим и с сегодняшних позиций – оправданным, чего не скажешь о периоде до 2013 года. На начало 2009 года мировой флот балкеров насчитывал 6964 балкеров суммарным дедвейтом 422 миллиона тонн. Несмотря на постоянный приток новостроев, флот остается достаточно старым, со средним возрастом 16 лет. Значительное количество судов имеет возраст 20 лет и более, хотя многие из них не будут списаны вплоть до достижения ими возраста 30 лет. Но все-таки можно предположить, что в период до 2013 года будет списано 60 с лишним миллионов тонн дедвейта. Если балкерные перевозки будут расти темпами периода 2000-08 годов, то в следующие 5 лет потребуется приблизительно 100 миллионов тонн новостроя. Однако рынок последнего времени заставляет предположить, что потребуется что-то в районе 50 миллионов, а между тем в заказе в период до 2013 года включительно тоннажа на 300 миллионов тонн дедвейта. Даже с учетом списания налицо громадное перепроизводство тоннажа. И что остается, расчитывать на то, что рынок вытянет, спасет, потребует и поглотит эти лишние сотни миллионов тонн? В линейном секторе и в танкерном ситуация аналогичная, причем в линейном надежд на списание совсем мало, там много молодого флота. По данным заказов и расписания постройки и сдачи, до конца 2013 года будет построено судов на 197 миллионов кбт, но можно предположить, что будет аннулировано заказов на 20-30 миллионов кбт, итого будет построено и сдано 170-175 миллионов кбт. Многое неясно и с мощностью судостроения, некоторые полагают, что обьем портфеля заказов, это и есть обьем мощности судостроительной отрасли, но если вспомнить, что многие верфи не в состоянии построить в срок заказанные суда, можно предположить, что реальные мощности судостроения меньше кажущихся. По оценке Drewry, в 2008 году мировое судостроение построило 2173 судна, на 79 миллионов тонн дедвейта, 57 миллионов брутто-тонн или 36 миллионов компенсированных брутто-тонн. Это всего на 0.4 миллиона кбт больше, чем в 2007-м. Несмотря на большое количество желающих поучаствовать в судостроительном бизнесе во времена недавнего бума, мощность судостроения выросла куда меньше чем ожидалось. Верфи обещают больше чем в состоянии сделать, и чтобы например, планируемая в 2009 году сдача новостроев произошла в срок, судостроению необходимо удвоить темпы работ, что вряд ли реально. Главные заключения обзора Drewry: - размеры сегодняшнего портфеля заказов заставляют предположить значительный переизбыток тоннажа в ближайшем будущем в ряде секторов; - проблему переизбытка тоннажа несколько сгладит невозможность для многих верфей соблюдения расписания строительства судов; - аннулирования заказов до сего времени были слишком незначительны, чтобы серьезно снизить строящийся переизбыток тоннажа; - спрос на новый тоннаж и рост обьемов мировой торговли в следующие 5 лет поглотят сравнительно небольшие обьемы строящегося флота; - списание на слом смягчит проблему перизбытка тоннажа, но в незначительной степени; - помочь в борьбе с переизбытком смогут задержка строительства и пересмотр расписания строительства и сдачи новых судов – пока масштабы этого явления малы, но есть надежда, что они значительно вырастут. Мировое судостроение ожидают в течении следующих 5-ти лет тяжелые времена, до той поры, пока не рассосется сегодняшний избыточный портфель заказов и процесс заказов новостроев не вернется в какое-то рациональное русло. Drewry Shipping Consultants