Новости - Новости судостроения



13.05.2009 - Опять на иглу

По всем СМИ прогремела новость о визите высокого начальства на Амурский судостроительный завод в Комсомольске на Амуре и обещанной заводу поддержке, а также о по сути, национализации самых мощных верфей Дальнего Востока.

Я поначалу, от грохота в СМИ, подумал было, что сборная страны по судостроению выиграла чемпионат мира и в финальном матче вдребезги разнесла корейских конкурентов. Ну а потом прочитал все и сильно заскучал, новость-то крайне тяжелая. Давайте по порядку: Прежде всего о самом нашумевшем, о выговоре российским судовладельцам. Почему они строят танкеры в Южной Корее, если на российских заводах они встанут дешевле. Спрашивается, а откуда такие данные и на чем они обосновываются. Либо российские судовладельцы круглые дураки, либо конечная цена все-таки иная и предпочтительна в Корее, либо есть другие факторы, которые сводят вопрос цены на нет. Следующий вопрос – претензии предьявлялись, как особо подчеркнули все СМИ, в первую очередь к Совкомфлоту. Ну, тут я усомнюсь и включу в список и ПМП, и все равно – претензии получается, направлены к танкерным компаниям. Какова у российских танкерных компаний грузовая база, известно. Спрашивается, требование к танкерным компаниям строить суда в России, это как, это некий налог на добавочную стоимость? Оплата за удовольствие иметь постоянную надежную грузовую базу, что является как известно, мечтой каждого судовладельца? Пусть так, но следующий вопрос – полезно ли это отечественному судостроению? Не думаю. Просто потому, что оно опять ставится в тепличные условия отсутствия конкуренции. Как только предположим, ПМП лишится грузовой базы в России, так плевать ему будет на отечественное судостроение, оно будет бороться за жизнь, тут уж не до поддержки, самому бы ноги не протянуть. Как только уйдут из судостроения силком навязываемые судовладельцам заказы, так оно опять упадет в кризис и опять начнет требовать кредитов, госсзаказов и господдержки. Но самое все-таки главное вот в чем. В судостроении, в его проблемах. Где подробный тщательный анализ российского судостроения по годам начиная с конца 80-х и по наши дни, ежегодный, с положительными и отрицательными примерами? Почему мы слышим только жалобные стенания бывших гигантов военно-промышленного комплекса и ничего не значем про те верфи, которые сами по себе выживают и даже развиваются (ну, пока они не в ОСК, конечно)? Что помешало российскому судостроению ухватить свой кусок в годы недавнего невиданного бума в судоходстве и судостроении? Почему китайцы, как в свое время корейцы а еще раньше японцы, смогли хватать заказы пачками внаглую, авантюрно, не имея вообще ничего, ни верфей, ни стапелей, ни кадров рабочих и инженеров, ни технологий, ни даже проектов. Не смогли, ладно, полностью этот бум пропустили (хотя все-таки не все). Но надо ведь проанализировать, или как? Выяснить, что стало помехой. Если слишком высока себестоимость строительства на некоторых особо продвинутых верфях, занимавшихся ранее исключительно военными заказами, так может, разложить верфи по полочкам? Эта чисто гражданская и выживет сама, эта имеет уникальные кадры, оборудование и технологии, пусть себе дальше строит особые типы судов вроде ледоколов или судов ледового класса, даже с господдержкой – на будущее, ну а эту уже ничто не спасет. Нет, все происходит наскоками – ладно, национализируют АСЗ. И что дальше? Уколят дотацией и парой военных заказов, плюс один гражданский добровольно-принудительный, и что это изменит? У АСЗ был выяснилось, плохой собственник. А в чем он плохой, как так все получилось? Как можно без анализа что-то понять и тем более что-то предложить? Но чтобы был анализ, нужны цифры и факты, нужна прозрачность. Вместо этого кавалерийский наскок и укол морфия издыхающему. Вот ведь что особенно интересно – на форумах в сети там и сям встречаю сравнения работы наших флагманов судостроения и корейских, сравнения от занятых в отрасли, от судостроителей, побывавших на корейских верфях – факты просто поразительные, встретилась соха с генной инженерией и призадумалась. Но в СМИ этих фактов нет. В СМИ непролазное болото не пойми чего – читаешь, ищешь что-то еще, снова читаешь, пытаешься понять и ни хрена абсолютно не понимаешь. В чем проблемы, да скажите наконец? В ответ покрытое плесенью брюзжание о все том же – о бывшей гордости ВПК, о каких-то подвигах и уникальнейших проектах, о необходимости срочно и немедленно. И чего там срочно и немедленно? Да того же – вернуть все на круги своя, строить подводные лодки, авианосцы, фрегаты, т.д и т.п. – и вот тогда мол мы себя покажем. Можно строить и что-нибудь гражданское, но так чтобы никто ничего по-рыночному не требовал – чего построим, то и жрите. Анализ проблем российского судостроения в СМИ с подачи различных совещаний можно сравнить с больным наркоманом, лишившимся всего, от работы до семьи и имущества, пришедшим к врачу, а ему диагноз – «это у вас батенька, от недостатка в организме морфия, вот сейчас вколем, и вы у нас опять козликом запрыгаете». Ну запрыгает, только надолго ли? Войтенко Михаил 12 мая 2009