Новости - Новости судостроения



10.03.2009 - Проблемы германского судостроения

Верфи Германии, крупнейшего судостроителя в Европе, ожидают в этом году ценовую войну с азиатскими верфями в условиях кризиса и резкого спада заказов новых судов.

Вернер Люндт, глава Ассоциации судостроителей Германии, заявил Рейтерс, что ценовая война неизбежна. По оценкам европейских и японских судостроителей, в период 2010-2020гг мировому флоту потребуется 35 миллионов компенсированных брутто-тонн (CGT ) новостроев, в период 2015-2020 – 32 миллиона. К концу 2008-го было построено 42 миллиона CGT стоимостью 97 миллиардов долларов, по данным Clarkson Research. Налицо переизбыток тоннажа и следовательно, жестокая борьба за новые заказы до той поры, пока рынок не переварит избыточный тоннаж. Заказывать новые суда впрочем, все равно будут, и как полагает Люндт, всех типов за исключением контейнеровозов и балкеров, в этих секторах переизбыток тоннажа слишком большой. Германские верфи намереваются частично сокращать штаты или переводить людей на сокращенный рабочий день. Крупнейший судостроитель Германии – верфи ThyssenKrupp, на втором и третьем местах частные верфи, принадлежащие семьям. По итогам прошлого года Германия занимала 4-е место в мире в судостроении после Кореи, Китая и Японии. Было построено 84 судна стоимостью 5.63 миллиарда долларов, в 2007-м – 74 судна. Однако количество заказов сократилось по сравнению с 2007-м на 34% - 46 судов, т.к. 29 заказов, главным образом контейнеровозы и сухогрузы, было аннулировано. Главная причина аннулирования заказов – невозможность найти около 900 миллионов евро кредитов на достройку этих судов. Дело в том, что одно из главных конкурентных преимуществ германских судостроителей, это возможность изыскать кредиты для достройки судов в местных банках, то есть судостроители могли позволить себе не дожидаться проплат от заказчика. Но грянул кризис, и кредитование стало проблематичным – так, крупнейший в мире банк, специализирующийся на судоходстве, германский HSH Nordbank, попал в настолько тяжелую ситуацию, что ему было уже не до кредитования (недавно я опубликовал заметку о проблемах этого банка – В.М.). В среднем в год германским судостроителям заказывается 60-70 судов, однако в этом году скорее всего, заказов будет недостаточно для обеспечения полной занятости верфей, говорит Люндт. Однако на конец декабря в портфеле заказов было в сумме 172 судна, теоретически обеспечивающих верфи работой вплоть до 2012 года. Вопрос в том, сколько этих заказов будет аннулировано. Верфи, специализировавшиеся на строительстве небольших фидерных контейнеровозов, перестраиваются на производство ро-ро, пассажирских судов, мега-яхт, земснарядов, тяжеловесов – то есть идут в те ниши, которые не заняты азиатскими гигантами (из-за отсутствия технологий и опыта). Некоторые верфи получат господдержку и не исключено, правительство Германии пойдет навстречу и разместит на отечественных верфях дополнительные военные заказы. Source: Reuters