Новости - Новости судостроения



10.03.2009 - А будет ли чудо?

СМИ пестрят сообщениями о том, что в течении 20-ти лет российское судостроение построит 1000 гражданских судов, и что счастье близко – с 1 апреля появится наконец, ОСК, Объединенная судостроительная корпорация. 1000 судов за 20 лет, это по 50 в год – с учетом того, что в 2008-м было построено 22 судна, а в Германии (4-е место в мире по объему судостроения после Кореи, Китая и Японии) строится 60-70 в год, вроде бы и неплохо.

Правда непонятно, каким образом можно запланировать именно 1000 судов именно в течении 20-ти лет. Гражданское судостроение и гражданское судоходство, это рынок. Ладно Газпром и Газнефть, они действительно, могут спланировать потребности во флоте – вспомогательном, шельфовом, транспортном – в зависимости от планируемых объемов добычи нефти и газа. Но прочие как? Иметь судостроительные мощности на 50 судов в год – это одно, планировать, что через 20 лет потребуется именно 1000 судов, это нечто совершенно другое. Но все-таки не это самое главное. Главное, это создание ОСК. У меня сложилось впечатление, что главная проблема отечественного судостроения, это отсутствие ОСК. Чем дальше, тем больше в голосах и интонациях металла и напряженности – где ОСК, почему до сих пор не, когда наконец? Ну и что наконец? Что даст ОСК, объясните? Что сможет дать новая административная структура? Насколько я могу отслеживать выступления собственно судостроителей, самыми рьяными поборниками ОСК стали «лидеры отечественного машиностроения» (был такой лозунг на сайте Севмаша) вроде Севмаша да проектные институты, остальные помалкивают. ОСК сможет достать наконец, столь вожделенные средства и вложить их в отрасль? Ну наверное. Вопрос – кому достанется и за что. Но вот что любопытно – те самые прочие, которые помалкивают насчет ОСК (да впрочем, и те, кто идею поддерживает), требовали и требуют нормальных законов, поощрительной финансовой и налоговой политики – как для себя, так и для отечественного судоходства, с тем, чтобы малый и средний судовладелец мог бы льготно построить себе на отечественной верфи судно. Вопрос – а почему эти законы нельзя принять без ОСК? Вопрос – а где тот самый лизинг, о котором столь много говорилось? Почему лизинговый фонд без ОСК – утопия? Почему вообще все без ОСК жить не может? Почему наконец, сложилась какая-то непонятная ситуация – в Питере строят суда для Совкомфлота, и сколько там коммерческого, а сколько чего-то другого, неизвестно. На северо-западе строят река-море – для одного клиента, как и почему, тоже непонятно. На юге строят для Палмали и Западной Европы. Только для отечественного судовладельца никто ничего не строит, за исключением пары пароходств. Четкого разъяснения, кто кому и на каких условиях чего строит, единого анализа или обзора, я нигде не видел. Вопрос – почему? Я не эксперт в судостроении, но постольку, поскольку пишу про судоходство и анализирую судоходство, отслеживаю и судостроение. Кое-что доступно простому здравому смыслу. Например, вопрос модернизации страшно устаревших верфей, требующий само собой огромных вложений. Сами же судостроители – не в парадных статьях, а в блогах и на форумах, пишут, как их валили наповал культура и отлаженность работы на верфях Кореи или Японии. Какие вложения смогут обеспечить эту культуру, спрашивается? Эту отлаженность часового механизма? Или еще одно соображение. Совсем недавно был судостроительный бум, и новые верфи в Китае росли как грибы на чистых пляжах – верфи зеленого поля, никаких тебе эллингов, доков и кучи вспомогательных цехов, одни бамбуковые леса. Спрашивается, почему пусть немодернизированные верфи, но верфи – предприятия с мощной производственной базой, не смогли на этом буме поживиться? Не давали законы? Но почему принятие нормальных законов невозможно без ОСК? Бум прошел, проехали. Но следующий бум наш, уж с ОСК мы не оплошаем? Мне кажется, через ОСК пойдут вложения и заказы в отдельные предприятия и институты, не более того. Если ОСК сумеет пробить нормальные законы, то хватит верфей, которые прекрасно проживут и без ОСК ( то есть теоретически, а практически ОСК их не отпустит, пока не развалится – а именно в такой ее судьбе вряд ли можно усомниться). А вот ВПК монстры, от верфей до проектных бюро, те не могут и не хотят. Им подавай госбюджет в любом виде, чистый как при социализме или замаскированный под ОСК. Им не терпится вернуться в радостные для них времена строительства всяких разных уникальных кораблей и подлодок. Вот читаю статью одного из апологетов ОСК и ВПК, с гордостью пишушего, что на долю СССР приходилась треть мирового военного кораблестроения. Ответственный за свою землю человек постыдился бы. Может даже, покаялся. Поясняю – экономику СССР, как известно, развалил ВПК, понастроивший горы оружия, в том числе кораблей. За счет чего возникли эта потрясающая воображение треть от всего мирового производства? Понятно, за счет производства на экспорт – либо бесплатно всяческим друзьям, либо по смешным по сравнению с Западом ценам любым желающим. Но не только за счет этого. Настоятельно рекомендую почитать мемуары адмиралов про службу в 60-х, 70-х, 80-х, написанные и опубликованные в наши дни. Они там про продукцию ВПК отзываются очень интересно и доходчиво. Пишут-пишут дежурные слова благодарности, и вдруг как вмажут что думают! Про качество, про огромное количество разнотипья, превращающего эксплуатацию этих армад в сумасшедший дом. У СССР было намного больше АПЛ, чем у США, и только потому СССР смог сравниться с США по количеству АПЛ на боевых дежурствах. То есть пропорция время стоянки – время в море была настолько не в пользу СССР, что для паритета требовалось не просто больше лодок, а намного больше. Сейчас большинство этих лодок гниет в консервации и остается надеяться, что их успеют утилизовать до того времени, пока ржавчина не доберется до реакторов. Почему эта пропорция время стоянки – время в море была настолько не в пользу СССР? Ну конечно, из-за общего средневекового подхода – главное понастроить корабли, а базы, обслуживание кораблей и удобства моряков – дело десятое, но также и потому, что лодки строили достаточно бездумно, преследуя больше ведомственные, чем государственные, интересы. Пришествия ОСК ждут, как чуда. Сильно сомневаюсь, что оно сбудется. Корни болезней судостроения уж как минимум не в отсутствии новой административной структуры. И даже не в отсутствии средств на модернизацию. Мне кажется, корни в том, что многие в отрасли не хотят (да наверное, и не могут) жить в рыночных условиях. Войтенко Михаил 8 марта 2009