Новости - Новости судостроения



18.01.2008 - Цены требуют правового поля

Вопрос ценообразования на продукцию кораблестроения должен быть закреплён законодательно.

Вопрос ценообразования на продукцию кораблестроения должен быть закреплён законодательно. Он имеет свои особенности. Длительность цикла строительства судов существенно различается: от 14 до 80 месяцев. В строительстве корабля принимают участие более 1000 контрагентов. Поэтому здесь проявляется мультипликативный эффект: если хотя бы в одном из звеньев произошёл сбой, это в большей степени отражается на конечном изделии. Однако эти проблемы характерны не только для российского судостроения. И причины проблем общие как для России, так и для других стран. Это ценовая нестабильность в закупках и незавершённость проектов к началу строительства. То есть фактически строительство ведётся по временной документации. В развитых судостроительных странах это учитывают. К примеру, в США существует закон, в котором регламентировано нормативное поле для корректировки ценовых затрат по объектам с таким длительным циклом. То есть там считается, что повышение стоимости строительства на такой длительный период до 18% считается умеренным. Но при этом есть и такая норма: если превышение стоимости более 20%, это становится предметом специального рассмотрения в конгрессе вплоть до решения о прекращении реализации проекта. Считаю, стоит рассмотреть возможность внедрения аналогичных правовых норм и в отечественную практику. А пока ситуация в вопросе ценообразования в судостроении усугубляется динамикой относительного недофинансирования на изменения стоимости постройки корабля. Стоимость строительства корабля рассчитывается в соответствии с технологическим циклом. И если уровень недофинансирования достаточно высок, то стоимость корабля может возрасти в разы. И это только затраты на несоблюдение технологического цикла. Но ещё существует вопрос упущенной выгоды. Именно по этим причинам у ворот российских судостроительных предприятий не стоят заказчики. Устранить данные причины можно только с помощью эффективной нормативно-правовой базы. Лев Клячко, генеральный директор ОАО "ЦНИИ "Курс" gudok.ru