Новости - Новости судостроения



04.02.2009 - FLNG – плавучие фабрики-хранилища сжиженного природного газа (фото)

Плавучие фабрики-хранилища LNG (FLNG ) как приципиальный проект давно уже не новость, о них впервые заговорили еще 30 лет тому назад. Суть проста – иметь фабрику по производству сжиженного природного газа на удаленных шельфовых месторождениях для макс увеличения обьемов добычи при минимуме расходов.

В настоящее время FLNG крайне мало, существующие действующие месторождения удовлетворяются и наземными фабриками, однако по мере того, как шельф идет все дальше в море, растут и расстояния, и удаленные на сотни километров новые месторождения требуют экономичных решений, отсюда и возрождение FLNG – идеальное решение для богатых газом месторождений, не имеющих поблизости наземных фабрик. FLNG это по сути то же, что FPSO для нефтяных месторождений, FLNG проектируются и строятся в виде судов и управляются как суда, они связаны с месторождениями подводными газоподьемниками и газопроводами. FLNG оборудованы системами швартовки и постановки на якорь, позволяющими танкерам LNG грузиться сжиженным газом. То есть, FLNG это мини-фабрика по производству сжиженного газа, хранилище и терминал для его отгрузки на танкеры. Видимо, в ближайшем будущем мы увидим первый FLNG, и скорее всего, он будет построен пионером в этой области с достаточными для того капиталами, компанией Shell – недавно прошло сообщение о том, что компания собирается обьявить тендер на разработку проекта и строительство первого FLNG, а в июле о начале проектных работ сообщила Samsung Heavy Industries. Похоже, первый в мире FLNG, это вопрос времени и кредитования – углубляющийся мировой кризис может отложить появление первого FLNG, но вряд ли отменить. С инженерной точки зрения FLNG представляется очень трудной задачей – в минимум пространства необходимо вместить максимум обьемов для хранения газа, минимализировать мощности по сжижению и создать максимально возможную безопасную систему перегрузки LNG с учетом того, что FLNG придется работать скорее всего, в крайне суровых природных условиях. Появление FLNG выведет газодобывающую отрасль на новый технологический уровень, на передний край технологического прогресса. При проектировании и строительстве FLNG подход будет индивидуальным в каждом конкретном случае – требуется учесть природные факторы, тип добываемого газа, присутствие нефти и другие физические характеристики месторождения. По сравнению с нефтяными платформами и FPSO FLNG куда более экологически чистая и безопасная система – полностью исключается выброс в атмосферу сопутствующих газов, отпадает необходимость в строительстве громоздких нефтепроводов. Если верить прогнозам Международного энергетического агентства IEA, перспективы у FLNG просто блестящие. В период 2005-2030гг мировой спрос на энергоносители вырастет вдвое, а это значит, что производство природного газа должно увеличиться в пять раз. А так как очевидно, что добыча газа идет все дальше в море, то можно предположить, что параллельно росту спроса на газ будет расти спрос на FLNG. Вблизи многих месторождений строительство наземных фабрик сжижения газа не представляется возможным вообще или является крайне дорогим предприятием, что еще больше увеличит спрос на FLNG. Однако недавний стремительный рост стоимости нефти и газа вызвал так сказать, сильнейшую реакцию отторжения – в условиях углубляющегося кризиса продолжается спад спроса на традиционные энергоносители, а кризис кредитования поставил под угрозу финансирование очень капиталоемкого шельфового сектора, что в конечном счете позволяет предположить, что реализация проектов создания FLNG как минимум задержится. Тем не менее, не приходится сомневаться в том, что FLNG будут построены и их доля в производстве сжиженного газа будет расти. Nazery Khalid Senior Fellow, Centre for Maritime Economics and Industries of the Maritime Institute of Malaysia. Контракт на строительство первого в мире FLNG Дочерняя компания Sevan Marine подписала контракт с Samsung Heavy Industries на проектирование и строительство первого в мире FLNG стоимостью 200 миллионов долларов, с мощностью около 1.7 миллиона тонн LNG в год. Sevan Marine зарегистрирована на бирже в Осло и специализируется на строительстве и оперировании шельфовых конструкций.