Новости - Новости судостроения



23.10.2020 - Водородный проект HySHIP финансируется ЕС

Морскому инновационному проекту HySHIP было выделено 8 миллионов евро (около 9,4 миллиона долларов) в виде финансирования ЕС, поскольку правительство Норвегии объявило об усилении внимания к разработке и коммерциализации водорода в качестве углеродно-нейтрального топлива.

В проекте участвуют 14 европейских партнеров, которые сотрудничают в проектировании и строительстве нового демонстрационного судна, работающего на жидком «зеленом» водороде (LH2), а также в создании жизнеспособной цепочки поставок LH2 и бункеровочной платформы.

В частности, проект направлен на снижение затрат на разработку и эксплуатацию более широкого перехода на LH2 для движения судов по всей Европе.

Как сообщалось, судно будет эксплуатироваться норвежской морской индустриальной группой Wilhelmsen и будет поставлять LH2 в водородные узлы вдоль норвежского побережья. Его планируется ввести в эксплуатацию с 2024 года.

Финансирование ЕС из исследовательской и инновационной программы ЕС Horizon 2020 в рамках Совместного предприятия по топливным элементам и водороду (FCH2 JU) зависит от подписания соглашения о гранте партнерами HySHIP до конца этого года.

Помимо Wilhelmsen, партнерами консорциума HySHIP являются Kongsberg Maritime, LMG Marin, Equinor, Norled, PersEE, Diana Shipping, Stolt-Nielsen Inland Tanker Service BV, Air Liquide, NCE Maritime CleanTech, DNV GL, ETH Zürich, Strathclyde University и Demokritos.

Судно с концептуальным названием Topeka станет первым в своем роде судном, поступившим в коммерческую эксплуатацию. Предлагая решение «два в одном», оно будет работать по фиксированному графику, доставляя как прибрежные грузы клиентов, так и контейнеры LH2 к бункеровочным узлам.

Западное побережье Норвегии усеяно базами, обслуживающими оффшорную промышленность, при этом транспорт от базы до базы представляет собой маршрут для перевозки тяжелых грузов, который в высшей степени подходит для LH2. HySHIP будет крупномасштабной проверкой судна, его энергосистемы и распределительной сети. В будущем бункеровочные центры будут поставлять суда с двигателями LH2, в том числе паромы и морской тоннаж.

«Водород в качестве топлива открывает возможности для судоходства с низким или нулевым уровнем выбросов. Topeka станет нашим первым шагом на пути к масштабируемым морским операциям, работающим на LH2. Мы создадим полную инфраструктуру LH2 и коммерческую экосистему, в то же время убрав с дорог ежегодно около 25 000 грузовиков», - сказал Пер Бринчманн, вице-президент по специальным проектам Wilhelmsen, который также координирует проект.

«Каботажное судно, работающее на водороде, который курсирует регулярно, является очень многообещающей альтернативой транспортировки для баз Equinor на западном побережье Норвегии. Этот сервис судов с нулевым уровнем выбросов также станет ценным демонстратором развития технологий, поддерживающих амбиции Equinor по перевозке грузов с дороги в море и сокращению вдвое выбросов от нашей морской деятельности в Норвегии к 2030 году», - сказала Фрида Эклоф Монстад, вице-президент по логистике и реагированию в Эквиноре.

«Морское судоходство вносит большой вклад в глобальные выбросы парниковых газов и, следовательно, является приоритетным сектором для декарбонизации. Водород и топливные элементы могут приводить в движение суда с нулевым уровнем выбросов, и различные типы судов начинают их интегрировать. HySHIP станет мировым лидером инновационного проекта благодаря использованию жидкого водорода, размеру топливного элемента и концепции распределения LH2 », - добавил Барт Бибайк, исполнительный директор FCH2 JU.

Судно Topeka будет построено с нулевым уровнем выбросов за счет комбинации батареи емкостью 1000 кВтч и водородного топливного элемента с протонообменной мембраной (PEM) мощностью 3 мегаватта. Водород будет производиться на новом заводе по производству LH2, запланированном в Монгстаде за пределами Бергена компаниями BKK, Equinor и Air Liquide.

HySHIP также проведет три репликаторных исследования, включая меньшую танкерную баржу мощностью 1 МВт для использования на внутренних водных путях, скоростной паром мощностью 3 МВт и масштабное исследование более крупной энергетической системы 20 МВт для глубоководных судов, использующих в качестве репликатора балкер-танкер Capesize.