Новости - Новости судостроения



11.06.2021 - Началось строительство первого в мире скоростного парома с нулевым выбросом вредных веществ

На верфи Fjellstrand в Норвегии началось строительство первого в мире полностью электрического пассажирского скоростного парома, сообщили партнеры по проекту TrAM, финансируемому ЕС.

Судно-катамаран, рассчитанное на перевозку около 150 пассажиров, будет иметь длину 31 метр и девятиметровую ширину.

Оно будет оснащено двумя электродвигателями и аккумулятором емкостью 1,5 МВтч с зарядной мощностью более 2 МВт. Это будет первый в мире скоростной паром, полностью электрический и с нулевым уровнем выбросов, классифицированный в соответствии с Международным кодексом безопасности высокоскоростных судов (Кодекс HSC).

В качестве демонстрационного судна проекта TrAM весной 2022 года он начнет пробные пассажирские перевозки между городом Ставангер и окружающими населенными пунктами и островами для проверки и подтверждения результатов проекта.

Судно было спроектировано для эксплуатационной скорости 23 узла и было названо Medstraum (буквально «с электричеством» и «прямотоком» на норвежском языке).

Проект TrAM был инициирован отраслевой кластерной организацией NCE Maritime CleanTech и координируется Kolumbus, независимым подразделением по предоставлению услуг мобильности Совета округа Рогаланд.

«Общая цель TrAM - разработать новые модульные методы проектирования и производства быстрых паромов с нулевым уровнем выбросов для прибрежных пассажирских перевозок, чтобы сократить инвестиционные затраты и время поставки», - сказал менеджер проекта Микал Дале из Колумбуса.

Считается, что аспект нулевого выброса является основным стимулом для компании Kolumbus в рамках ее постоянных усилий по сокращению площади, занимаемой ее объектами общественного транспорта. Совет округа Рогаланд выделил 6,8 миллиона евро для софинансирования судна.

«У совета округа Рогаланд есть стратегия радикального снижения выбросов на всех паромных маршрутах. Проект TrAM демонстрирует, что возможно для общественного транспорта будущего - без шума и выбросов в окружающую среду», - сказала мэр округа Рогаланд Марианна Чесак.

Объем проекта TrAM также включает разработку двух дополнительных судов-«репликаторов», одно для пассажирских перевозок на Темзе в Лондоне, а другое для развертывания на внутренних водных путях в Бельгии.

Партнеры по проекту много работали над оптимизацией конструкции Medstraum и гидродинамических характеристик корпуса. И корпус, и надстройка будут изготовлены из алюминия, что, помимо небольшого веса для снижения энергопотребления, способствует циркулярной экономике, поскольку его легко утилизировать.

TrAM был охарактеризован как революционный с точки зрения упрощенной конструкции и производства судов будущего, основанный на опыте Fraunhofer IEM в области модульных технологий производства автомобилей и авиации. Используя расширенную модульность, проект направлен на снижение производственных затрат и часов инженерных работ для электрических скоростных паромов на 25% и 70% соответственно, что значительно повысит их конкурентоспособность.

Проще говоря, модульность - это концепция этапа проектирования, позволяющая справиться с внутренней сложностью с учетом внешнего разнообразия. Модульная архитектура позволяет комбинировать отдельные модули, чтобы последующие емкости можно было адаптировать к конкретным требованиям заказчика. Повторное использование модулей также позволяет ускорить разработку и производство.

«Повышенная автоматизация, более эффективное использование материалов, более короткое время строительства и более низкие затраты на рабочую силу вместе представляют собой новую главу в судостроении, одновременно повышая конкурентоспособность всех заинтересованных сторон», - добавил Дале.

Хеге Окланд, генеральный директор NCE Maritime CleanTech, подчеркивает, что высокоскоростные суда с электроприводом очень актуальны для городских районов по всему миру.

«Оптимизация производства является очень важным фактором, поскольку увеличивает привлекательность таких судов с точки зрения стоимости и занимаемой площади. Помимо своих экологических достижений, они также поддерживают возобновление использования прибрежных водных путей в Европе для грузовых и пассажирских перевозок».

Проект TrAM стартовал в 2018 году и получил финансирование в размере 11,7 млн евро в рамках программы исследований и инноваций Европейского союза Horizon2020, что является одной из крупнейших сумм, когда-либо выделяемых для одного проекта. Проект также получил финансирование на деятельность по распространению от Исследовательского совета Норвегии.

Консорциум TrAM включает 13 европейских партнеров и координируется Городским советом Рогаланда (NO) через его независимую компанию по предоставлению услуг мобильности Kolumbus (NO), которая также будет владеть и управлять демонстрационным судном.

Демонстрационный образец спроектирован и будет построен верфью Fjellstrand (NO) с энергетической системой, предоставленной Wärtsilä (NO), и движительной установкой, предоставленной Servogear (NO).

Модули будут поставлены Leirvik (NO). Алюминий для них будет приобретен у Hydro Extrusion Norway (NO).

Фраунгофер (Германия) руководит работой по адаптации модульных моделей автомобильной и авиационной промышленности к потребностям морской отрасли в дополнение к интеграции умного города.

Стратклайдский университет (Великобритания), национальный Афинский технический университет (GR) и HSVA (D) являются членами консорциума, отвечающими за исследования и разработки, моделирование и тестирование. Распространение информации осуществляется компанией NCE Maritime CleanTech (NO), а владельцами ящиков-репликаторов являются Uber Boats компании Thames Clippers (Великобритания) и De Vlamsee Waterveg NV (B).