Новости - Новости судостроения



08.06.2006 - Судостроители попали в протокол

Вчера в Санкт-Петербурге на заседании Морской коллегии под председательством вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова были вновь подвергнуты резкой критике две крупнейшие российские верфи – "Северная верфь" и Балтийский завод, принадлежащие Межпромбанку. Их обвинили в срыве сроков выполнения контрактов и неоправданном росте стоимости выполнения подрядов. Теперь у верфей появилась реальная угроза остаться без госзаказов. Этот шаг демонстрирует серьезность намерений государства получить контроль над имуществом Межпромбанка.

Как писал вчера Ъ, доклады директоров Балтзавода и "Северной верфи" стояли в повестке заседания Морской коллегии. Хотя их слушания проходили в закрытом режиме, Ъ стали известны некоторые подробности обсуждения докладов, в распоряжении редакции оказался и проект протокола заседания коллегии (итоговая его часть в отношении предприятий Межпромбанка осталась неизменной). В нем Минобороны и Минпромэнерго рекомендовалось в ходе доработки проекта госпрограммы вооружений на 2007-2015 годы "рассмотреть вопрос о строительстве серийных корветов" и не производить их закладку, если "строительство не обеспечено необходимым финансированием". Этот пункт протокола напрямую связан с работой "Северной верфи". Досталось и Балтийскому заводу: его обвинили в срыве сроков по строительству двух дизель-электрических ледоколов для ФГУП "Росморпорт". Начальник управления заказов и поставок кораблей Минобороны Анатолий Шлемов подтвердил Ъ, что в полном объеме оплачивается только строительство головного корвета "Стерегущий": он был заложен на верфи еще в конце декабря 2001 года и должен был войти в состав ВМФ РФ в 2004 году, но его спуск на воду состоялся лишь в мае этого года, а ходовые испытания намечены на сентябрь. На коллегии "Северную верфь" упрекнули в "неоднократном увеличении цены заказа". Верфь заложила еще два таких же корвета – в мае 2003 года и в июле 2005 года, но, как утверждают на заводе, финансирование и строительство их практически не ведется. Правда, источник Ъ из Минобороны, присутствовавший на совещании, отметил, что не согласен с выводами коллегии: "Вина не столько на головном заводе, сколько на проектанте, который задерживал поставку документации, и других кооператорах". Как заявил на коллегии генеральный директор "Северной верфи" Александр Бузаков, государственный оборонный заказ завода на 2006 год составляет 2,8 млрд руб. Однако Сергей Иванов вчера категорически опроверг нехватку средств. По его словам, "Северная верфь" имеет "устойчивое финансирование из года в год на суммы, превышающие 5-7 млрд рублей". "Проблема в эффективности расходования средств,– пояснил господин Иванов.– Это связано с непрофессиональным заключением контрактов, исключающим применение крупных финансовых санкций за срыв сроков". Александр Гнусарев, председатель совета директоров Объединенной промышленной корпорации (управляет промышленными активами Межпромбанка), вчера заявил Ъ, что он "благодарен министру обороны Сергею Иванову, который выслушал мнение директоров и разобрался в ситуации". Напомним, министр подверг резкой критике работу верфей еще на совещании президента Владимира Путина с членами правительства в понедельник (см. вчерашний Ъ). И связана она с намерением государства выкупить предприятия у Межпромбанка при посредничестве "Рособоронэкспорта" и, возможно, ввести в холдинг надводного судостроения. "Нам необходимо создать такой холдинг,– заявил вчера господин Иванов журналистам.– Мы не будем принимать во внимание, государственные или частные предприятия войдут в этот холдинг. Это непринципиально". В пресс-службе Межпромбанка Ъ вчера вновь заявили, что переговоры с государственными органами о продаже судостроительных активов по-прежнему не ведутся. Коммерсантъ