23.05.2024 - |
Потери на море сокращаются, но отрасль сталкивается с беспрецедентными проблемами |
По данным морской страховой компании Allianz Commercial, в мировой судоходной отрасли наблюдается значительное сокращение количества потерь судов, но она сталкивается с растущей волатильностью из-за геополитических событий, изменения климата и тенденции к увеличению размеров судов.
Число крупных судов, потерянных мировым судоходным флотом, упало до рекордно низкого уровня в 26 единиц в 2023 году, что представляет собой снижение более чем на 70% за последнее десятилетие и более чем на треть по сравнению с предыдущим годом, как показано в ежегодном отчете Allianz по безопасности и судоходству.
Однако отрасль сталкивается с растущей нестабильностью и неопределенностью из-за геополитических событий, последствий изменения климата и рисков, связанных с тенденцией к увеличению размеров судов. Это означает, что сохранение этого статус-кво может оказаться сложной задачей в будущем.
Капитан Рахул Ханна, глобальный руководитель отдела консультирования по морским рискам в Allianz Commercial, подчеркнул беспрецедентную скорость и масштабы изменения профиля рисков в отрасли.
«Такие конфликты, как в Газе и на Украине, меняют мировое судоходство, влияя на безопасность экипажей и судов, цепочки поставок и инфраструктуру и даже на окружающую среду. Пиратство находится на подъеме, и его появление вновь вызывает тревогу у берегов Африканского Рога. Продолжающиеся нарушения, вызванные засухой в Панамском канале, показывают, как изменение климата влияет на судоходство, и все это в то время, когда ему приходится решать самую серьезную задачу — декарбонизацию», — сказал капитан Ханна.
В 2023 году общие мировые потери в судоходстве сократились до 26 с 41 в предыдущем году, причем на грузовые суда приходится более 60% этих потерь. Основной причиной было затопление, на которое пришлось 50% потерь, при этом экстремальные погодные условия стали причиной как минимум 8-ми потерь. Хотя количество происшествий на судах и пожаров на борту сократилось, пожары остаются серьезной проблемой безопасности из-за их потенциальной угрозы для жизни, значительного ущерба и высоких связанных с этим расходов, что способствует долгосрочному увеличению крупных претензий по морскому страхованию.
В докладе также подчеркивается, что на морской регион Южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин приходится почти треть судов, потерянных в прошлом году, что делает его горячей точкой глобальных потерь.
Нападения на судоходство на Ближнем Востоке существенно повлияли на транзит Суэцкого канала и мировую торговлю, усугубив сбои, уже вызванные засухой в Панамском канале. Это привело к длительным отклонениям и увеличению затрат на суда. В отчете Allianz отмечается, что изменение маршрута также влияет на картину рисков и окружающую среду: более мелкие суда сталкиваются с трудными условиями, потенциальное отсутствие вспомогательной инфраструктуры для крупных судов, а увеличение скорости приводит к увеличению выбросов.
Геополитические конфликты и вытекающие из них нарушения судоходства, вероятно, продолжатся. Растущие угрозы коммерческому судоходству, создаваемые новыми технологиями, такими как дроны, также вызывают растущую обеспокоенность. В докладе показано, что количество инцидентов, связанных с «теневым флотом» танкеров, которые действуют за пределами международного регулирования, увеличивается, что приводит к серьезным рискам для окружающей среды и безопасности.
На фоне этих проблем судоходная отрасль также сталкивается с необходимостью декарбонизации. Судоходная отрасль стремится достичь строгих целей по сокращению выбросов. Это требует сочетания стратегий, включая повышение энергоэффективности, внедрение альтернативных видов топлива, а также инновационные конструкции кораблей и методы движения.
В докладе предупреждается, что отрасли необходимо увеличить мощности верфей, чтобы удовлетворить спрос на «зеленые» суда. Число верфей сократилось более чем вдвое в период с 2007 по 2022 год, и до 2050 года ежегодно необходимо строить или переоборудовать более 3500 судов. Это ограничение может привести к длительным задержкам ремонта и технического обслуживания поврежденных судов или судов с неисправностями оборудования, которые были наиболее частыми причинами инцидентов на судах в 2023 году.