Новости - Безопасность мореплавания



24.05.2024 - Реестры Габона и Эсватини добавлены в список удобных флагов ITF

Два судоходных реестра, которые в этом году были в заголовках Splash, были добавлены в список удобных флагов (FOC), составленный Международной федерацией транспортников (ITF).

Габон и Эсватини – оба флага прочно ассоциируются с транспортировкой так называемого «темного флота» – были добавлены в список МФТ.

«Это токсичная индустрия – регистрация судов в странах, где нет регулирования, надзора и ответственности. Это позволяет эксплуатировать и бросать моряков. Цель состоит в том, чтобы предоставить судовладельцам кратчайший путь к получению денег без обязательного соблюдения передовых практик по снижению рисков и комплексной проверке посредством подотчетности регулирующих органов», — сказал Пэдди Крамлин, президент МФТ. 

МФТ определяет судно под удобным флагом как судно, работающее под флагом страны, которая не является его фактическим владельцем. Такая практика имеет место, несмотря на международное право – Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву – которая гласит, что между судном и государством флага должна существовать «реальная связь». 

Дэвид Хейндел, председатель секции моряков МФТ, сказал: «Вся система удобных флагов намеренно сложна. Причины регистрации судов под удобными флагами — уклонение от уплаты налогов, нарушение правил безопасности и обход трудовых норм и прав человека».

Реестры как Габона, так и Эсватини были вовлечены в растущие так называемые теневые или темные флоты, транспортирующие санкционированную нефть. 

Эсватини, не имеющее выхода к морю южноафриканское королевство, ранее известное как Свазиленд, то появлялось в новостях, то исчезало из новостей с прошлого года, когда в Сингапуре была создана частная компания по морским делам и международному регистру судов Эсватини. С тех пор Международная морская организация включила ряд судов, которые заплатили за флаг африканской страны, в список «Ложных Эсватини».

Африка претендует на многие быстрорастущие флаги для судов, подвергающихся санкциям.

К 2024 году размер реестров Габона, Коморских островов и Гвинеи-Бисау увеличился более чем вдвое, взяв на себя при этом значительную часть так называемого теневого танкерного флота.

Габон, небольшая центральноафриканская страна на побережье Атлантического океана, в прошлом году был самым быстрорастущим судоходным регистром, и эта траектория роста ускорилась в первые недели 2024 года благодаря смене флага части флота «Совкомфлота».

Последние данные Clarksons Research показывают, что Габон в настоящее время является 30-м по величине судоходным регистром в мире и вторым по величине в Африке с общим объемом перевозок 7,4 млн тонн, и только в первом квартале этого года он вырос на 138,4%. За месяц до полномасштабного вторжения России в Украину, которое произошло 27 месяцев назад, в этой африканской стране было зарегистрировано всего 0,8 миллиона тонн.

Среди кораблей, зарегистрированных в Габоне, был «Пабло», построенный в 1997 году афрамакс, который взорвался в водах Малайзии (на фото), в результате чего в мае прошлого года погибли три члена экипажа. Разрушенное незастрахованное судно, в прошлом перевозившее иранскую нефть, стало одним из образов судоходства 2023 года, ярким напоминанием о рисках, связанных с темным танкерным флотом.

Тем временем флаг Коморских островов в этом году вырос на 109%, но в процентном отношении самым быстрым ростом была Гвинея-Бисау, западноафриканский регистр, в балансе которого не было кораблей, когда Россия вступила в войну, но с начала года выросла на 333,8%, среди ключевых клиентов турецкие владельцы.

В начале 2022 года базирующаяся в Пирее компания G-B International была назначена управлять открытым реестром Гвинеи-Бисау. Реестр также имеет офис в Ливане.