Новости - Безопасность мореплавания



24.10.2024 - После пяти месяцев затишья сомалийские пираты могут снова выйти на охоту

Операция ATALANTA Военно-морских сил Европейского союза (EUNAVFOR) сообщила о предполагаемой пиратской группе действий (PAG), отплывающей от северного центрального побережья Сомали, что обозначило возобновление угроз судоходству в регионе и сигнализировало о потенциальном возрождении сомалийского пиратства после пятимесячного затишья.

Центр морской безопасности EUNAVFOR – Африканский Рог (MSCHOA) выпустил предупреждение, в котором говорилось: «OPERATION ATALANTA получила информацию о возможной PAG, состоящей из 13 вооруженных пиратов, отплывающих из Ceel Huur (El Hur), Ivo Hobyo, вчера вечером в Индийский океан. Всем судам рекомендуется соблюдать осторожность и сообщать о любой подозрительной активности».

Последняя зарегистрированная пиратская активность в регионе произошла 7 июня 2024 года, когда было подозрительно приближено грузовое судно Pacific Honor под флагом Маршалловых островов.

Мартин Келли, руководитель консультационного отдела EOS Risk Group, связывает недавнее бездействие с неблагоприятными погодными условиями из-за сезона муссонов. «Теперь, когда погода улучшилась, EOS Risk Group в последние недели предупреждала своих клиентов, что сомалийское пиратство, вероятно, вернется», — сказал он.

Последнее предупреждение является частью более широкого всплеска сомалийского пиратства, который начался в ноябре 2023 года после серии захватов доу и рыболовных судов. Пираты также захватили два коммерческих судна. MV Ruen был захвачен в середине декабря 2023 года и впоследствии спасен индийскими ВМС после трехмесячного пребывания в заложниках. В марте MV Abdullah был захвачен и освобожден через месяц, как сообщается, после выплаты выкупа.

Международное бюро морского судоходства (IMB) подняло тревогу по поводу сохраняющейся угрозы сомалийского пиратства. В своем отчете за первую половину 2024 года IMB задокументировало восемь зарегистрированных случаев сомалийского пиратства, включая три захвата.

Особую обеспокоенность вызывает продемонстрированная пиратами способность наносить удары далеко от побережья Сомали. «Мы видели, как пираты сообщали о нахождении на расстоянии до 800 морских миль от берега Сомали, а самый дальний подтвержденный инцидент был более чем в 600 морских милях от берега Сомали», — отметил Келли.

Власти подозревают, что захваченные дау и рыболовные суда используются пиратами в качестве мобильных баз или «материнских судов», что позволяет им совершать атаки на большом расстоянии от побережья Сомали.

Возрождение сомалийского пиратства совпало с эскалацией нападений хуситов на судоходство в Красном море и Аденском заливе, из-за чего судам пришлось выбирать более длинные маршруты вокруг мыса Доброй Надежды.

«Текущий региональный ландшафт означает, что в Индийском океане меньше кораблей, выделенных для противодействия пиратству, что облегчает пиратам побег», — сказал Келли. «Этому противостоят огромные усилия индийского флота, который освободил несколько захваченных судов за последний год. Судоходным компаниям рекомендуется применять строгие меры безопасности и сохранять бдительность при транзите через эти зоны повышенного риска.