12.02.2008 - |
Лисин крепко встал на воде |
Претендуя на четыре пароходства
Владимир Лисин вплотную занялся своими транспортными активами. Подконтрольный ему голландский холдинг Universal Cargo Logistics Holding (UCLH) консолидировал Таганрогский морской торговый порт, универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга, а теперь и Морской порт Санкт-Петербург.
А контролируемая г-ном Лисиным датская металлургическая компания Jysk Stalindustri подала в ФАС ходатайство о приобретении акций Volgo-Balt Transport Holding, владеющей четырьмя речными пароход¬ствами, в том числе крупнейшим в стране Северо-Западным. В будущем пароходства также могут быть включены в состав транспортного холдинга металлургического магната. Эксперты не исключают, что консолидация может означать подготовку активов к продаже.
В 2004 году структуры Владимира Лисина купили контрольный пакет ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» у лихтенштейнского офшора Nasdor, подконтрольного депутату Госдумы РФ Виталию Южилину, а спустя год приобрели 48,8% акций, принадлежавших РФ и Санкт-Петербургу. В настоящее время г-н Лисин контролирует также Туапсинский морской торговый порт.
Вчера Universal Cargo Logistics Holding B.V., контролируемый Владимиром Лисиным, закрыл сделку по приобретению у Jysk Stalindustry ApS и Chupit Limited 97,01% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», а также 100% акций четырех стивидорных компаний группы. Транспортный холдинг UCLH уже контролирует Таганрогский морской торговый порт и является совладельцем универсального перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга. Их общий грузооборот за 2007 год составил более 14 млн т, а к 2010 году данный показатель планируется довести до 45 млн т. «Стратегия развития холдинга UCLH предусматривает консолидацию транспортных активов, в том числе связанных с морски¬ми, речными, железнодорожными перевозками», — говорится в официальном сообщении морпорта СПб. Более детальных комментариев в порту получить не удалось. «Консолидация активов может осуществляться для лучшего оперативного контроля над предприятиями, ведения согласованной политики, а также для снижения стоимости заимствований», — уверяет РБК daily аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно.
Но только портовыми активами Владимир Лисин решил не ограничиваться. Подконтрольная бизнесмену Jysk Stalindustri подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ о приобретении 80% контролируемой Виктором Олерским Volgo-Balt Transport Holding Ltd, в который входят ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ОАО «Волго-Балтийская компания» и ООО «Волга-Флот-Танкер», говорится в материалах ФАС. Представители Владимира Лисина вчера не стали уточнять детали процесса. «Мы не комментируем сделки, которые не состоялись», — пояснила пресс-секретарь НЛМК Марина Зубакова.
Виктор Олерский подтвердил РБК daily факт переговоров со структурами Владимира Лисина: «Сделка пока не завершена. Думаю, она будет закрыта где-нибудь в середине апреля». По словам г-на Олерского, вырученные средства буду инвестироваться в профильные бизнесы, а сам он остается в Volgo-Balt и будет партнером Владимира Лисина. «Это было условие, — подчеркнул он. — Разговор идет только о пакете акций, а не о всей компании».
Не исключено, что портовые и судоходные активы будут объединены в холдинг, считает директор по развитию агентства «ПортНьюс» Надежда Малышева. «Таким образом, UCLH превратится в крупную транспортную группу, акции которой в дальнейшем можно будет разместить на бирже», — говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. К тому же, по словам директора аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгения Шаго, Северо-Западное и Волжское пароходства логично вписываются в структуру транспортных активов UCLH, так как располагают значительным флотом для перевозки сухих грузов. Это позволит сократить издержки НЛМК на транспортировку металлопродукции. Консолидация речного флота может быть интересна и потому, что это вид транспорта, который будет усиленно развиваться в ближайшие пять лет. «Здесь много сложностей, но грузооборот растет, спрос на перевозки не удовлетворен», — отмечает РБК daily директор питерского Агентства специальных исследований Рубен Тертерян.
Стоимость активов, которые могут войти в холдинг UCLH, оценить достаточно сложно. «Стоимость морпорта СПб составляет порядка 400—500 млн долл., Таганрогского — 50—70 млн долл.», — говорит Евгений Шаго. Volgo-Balt Transport Holding руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов оценил в 250—350 млн долл. Таким образом, общая стоимость холдинга приближается к 1 млн долл. Неудивительно, что эксперты не исключают возможности продажи Владимиром Лисиным транспортного бизнеса. «Порты консолидируются для того, чтобы их было удобнее продать. Тем более что озвученный рост грузооборота холдинга за три года маловероятен. Если выставлять бизнес на продажу, то тут главное — капитализация, поэтому необходима консолидация всех активов в UCLH», — уверяет Рубен Тертерян.