Новости - Судоходство и бизнес



05.05.2025 - Россия меняет флаги и переименовывает санкционированные «теневые» танкеры СПГ

Четыре российских газовоза ледового класса были переименованы. Суда являются частью формирующегося «теневого флота» России, предназначенного для поставки санкционированного сжиженного природного газа из Арктики.

Суда серии North — North Sky, North Air, North Mountain и North Way — были переименованы в Iris, Buran, Voskhod и Zarya примерно 17 апреля, а также сменили регистрацию с Панамы на Россию.

Прошлым летом несколько газовозов, направлявшихся на санкционированный проект Arctic LNG 2, занимались обманными методами, деактивируя или подделывая свое местоположение. Переименование четырех судов может позволить использовать аналогичные методы в будущем.

«Россия может решить быть относительно нестрогой в отношении обеспечения предоставления данных о местоположении AIS, по крайней мере в российских водах, а также предложить государственное страхование», — предполагает Кьелл Эйкланд, управляющий директор поставщика данных Eikland Energy.

Этот шаг может указывать на подготовку российской компании «Новатэк» к запуску новой попытки перевозки грузов с санкционированного проекта «Арктик СПГ 2». Все четыре судна имеют классификацию Arc4, средний уровень ледового усиления, что является ключом к достижению терминала «Утренний» в ледовых условиях.

«Тем не менее, локально там все еще довольно зимнее время, и лед не битый. Начало июня, безусловно, возможно, поскольку ALNG2 определенно готов с двумя ОГТ [производственными линиями]», — подтверждает Эйкланд.

Спущенные на воду в 2023 и 2024 годах суда были построены Samsung Heavy Industries для японского оператора NYK по чартерам с проекта «Арктик СПГ 2» Новатэка. С тех пор они были переданы дубайской White Fox Ship Management. Все четыре судна и White Fox были включены в раунд экономических санкций США в августе 2024 года.

В октябре прошлого года «Новатэк» был вынужден временно законсервировать Arctic LNG 2, поскольку морской лед начал блокировать судоходные пути. Компания также продолжает бороться за поиск покупателей на около миллиона тонн СПГ, отгруженного в течение двухмесячного периода, начинающегося в августе 2024 года.

В последние недели уровень производства на заводе вырос, а сжигание газа продолжалось в течение всего апреля. Значение всплеска активности еще предстоит выяснить. Некоторые отраслевые аналитики предполагают, что перезапуск первой очереди и ввод в эксплуатацию второй очереди в последние недели закладывают основу для новых поставок этим летом. Любые такие усилия, скорее всего, будут зависеть от четырех переименованных судов серии North.

Но без существенных изменений в условиях санкций или новых способов скрыть происхождение санкционированных грузов «Новатэк» может продолжать бороться за поиск покупателей.

«В то время как Россия может прощупывать почву, Kpler Insight не ожидает существенного увеличения производства в условиях действующих санкций и ограниченного аппетита покупателей», — подтверждает Ана Субашич, аналитик по газу и СПГ в Kpler, компании по анализу данных и рынкам сырьевых товаров.

Продолжающееся сжигание газа может быть просто частью процедур технического обслуживания и ввода в эксплуатацию.

«Ожидается, что первая очередь будет остановлена после заполнения хранилища на месте, в то время как вторая очередь, несмотря на близкую к технической готовности, также может быть остановлена после ввода в эксплуатацию, если только не произойдет существенного смягчения санкций или не появятся новые методы обхода», — говорит Субашич.

Однако опасения по поводу вторичных санкций могут ослабнуть. «Китай, по-видимому, является очевидным покупателем, и риск дополнительных санкций OFAC, вероятно, не будет иметь большого значения в настоящее время», — заключает Эйкланд.

Любая попытка отправить дополнительные грузы с завода, скорее всего, не будет предпринята до того, как морской лед в Обской губе начнет таять, обычно в июне. Четыре судна Arc4 серии North могут отправиться на терминал Утренний уже в июне. Соседний проект «Ямал СПГ» отправлял грузы на борту газовозов Arc4 LNG в период с июля по ноябрь прошлого года.