Новости - Судоходство и бизнес



14.05.2025 - Россия потратит 6 млрд долларов на развитие отечественного судостроения

Россия объявила о плане на 500 млрд рублей (6 млрд долларов) по возрождению отечественного судостроения. Национальная стратегия развития судостроительной промышленности предусматривает масштабную программу пополнения флота 1637 торговыми судами к 2036 году.

Из них 713 судов поступят в период с 2025 по 2030 год, а остальные — в течение пяти лет до 2036 года. План предусматривает строительство 130 судов с высоким ледовым классом, включая нефтяные и газовые танкеры и балкеры, для дальнейшего развития арктических судоходных путей.

 «Необходимо обеспечить развитие компетенций в строительстве флота для внутренних перевозок, крупнотоннажных морских судов для экспорта товаров, научных исследований, а также увеличение производства судов для освоения Арктики», — говорится в документе.

В стратегии изложены три сценария строительства торговых судов. В сценарии низкого роста, когда западные санкции продолжают оказывать влияние на страну, расширение флота может быть ограничено 1165 судами, в то время как в оптимистичном сценарии расширение может достичь 1910 судов.

Усилия по наращиванию внутренних мощностей стали отчасти необходимыми из-за западных санкций, ограничивающих доступ России к традиционным центрам судостроения — Южной Корее и Японии. Шесть ледовых газовозов, построенных для российского проекта Arctic LNG 2 компанией Hanwha Ocean, остаются замороженными на верфи из-за мер США.

«Судостроительная отрасль Российской Федерации столкнулась с рядом новых вызовов, в том числе в связи с введением экономических санкций. Это приводит к необходимости создания собственных компетенций в строительстве крупнотоннажного грузового флота для обеспечения экспортных и внутренних грузопотоков», — говорится в стратегии.

Влияние санкций на поставки судостроительной продукции также существенно. 97% всего импортируемого оборудования было закуплено в «недружественных странах», — говорится в стратегии.

В России также отсутствуют подходящие мощности для строительства и серийного выпуска крупных торговых судов.

«Одной из самых серьезных производственно-технологических проблем в судостроительной отрасли остается нехватка строительно-спусковых мощностей для серийного производства крупнотоннажных кораблей и судов, что существенно влияет на сроки их строительства. Лишь немногие судостроительные предприятия в Российской Федерации способны строить гражданские суда длиной более 170 метров», — говорится в документе.

Важное место в стратегии отведено арктическому судоходству по Северному морскому пути.

«Приоритетным направлением станет строительство судов для обеспечения транспортных коридоров Северного морского пути. По оценкам, потребность в строительстве к 2036 году может составить до 130 судов различного назначения высокого арктического класса, включая контейнеровозы, балкеры, универсальные суда снабжения, танкеры для перевозки сырой нефти и продуктовозы, газовозы».

Способность страны реализовать столь амбициозный план арктического судостроения остается под вопросом. Хотя у России есть большой опыт строительства обычных и атомных ледоколов, ее верфи до сих пор испытывают трудности со строительством газовозов и нефтеналивных танкеров ледового класса.

Дальневосточная верфь «Звезда» не смогла ввести в эксплуатацию ряд газовозов Arc7, частично построенных южнокорейской Samsung Heavy Industries. Ни один танкер для сырой нефти Arc6 для масштабного арктического проекта Vostok Oil, крупнейшего нефтяного месторождения в России с 1980-х годов, не был поставлен. Проекту требуется тридцать таких судов к 2030-м годам.

Ожидается также продолжение расширения ледокольного флота страны. Стратегия предусматривает, что численность флота достигнет 60 судов к 2030 году и 69 к 2036 году в базовом сценарии.

По состоянию на 2023 год ледокольный флот страны состоял из 45 ледоколов, включая 37 дизель-электрических и 8 атомных. Однако, подобно стареющим арктическим возможностям США, многие из российских ледоколов в ближайшие два десятилетия придется заменить. Почти половина ее ледоколов старше 40 лет, и только 10 судов моложе 10 лет.