Новости - Судоходство и бизнес



11.07.2025 - В Индии будут созданы новые судостроительно-ремонтные кластеры

Правительство Индии начало реализацию масштабной программы развития судостроительной отрасли, предусматривающей создание восьми новых судостроительных и судоремонтных кластеров на обоих побережьях страны.

Как сообщает индийское деловое издание LiveMint, речь идет о пяти новых площадках, которые будут возведены в штатах Андхра-Прадеш, Одиша, Тамил-Наду, Гуджарат и Махараштра, а также о трех модернизируемых объектах на базе действующих мощностей в Вадинаре, Кандле (Гуджарат) и Кочи (Керала).

По информации издания, земельные участки под все восемь проектов уже выделены, утверждены предварительные технико-экономические обоснования, а на уровне штатов созданы специальные проектные компании (SPV), которые займутся организацией строительства и привлечением инвестиций. В рамках инициативы также ведется развитие сопутствующей инфраструктуры — дорог, железнодорожных подъездов, причалов, волнорезов и логистических узлов.

Проект реализуется в рамках стратегии Atmanirbhar Bharat («Самодостаточная Индия») и нацелен на формирование полноценной судостроительной экосистемы. По оценке Минтранса страны, Индия планирует увеличить свою долю на мировом рынке судостроения с менее чем 1% в настоящее время до 7% к 2030 году и до 69% — к 2047 году.

Общий объем инвестиций в развитие морской инфраструктуры оценивается в 2 трлн индийских рупий (≈$24 млрд) в течение ближайших 5–6 лет. Из них существенная часть предусмотрена в рамках программы Maritime India Vision 2030, которая включает строительство портов, развитие внутренних водных путей и судостроительных мощностей.

Генеральный секретарь министерства портов, судоходства и водных путей Индии отметил, что проект уже вышел на стадию практической реализации. Власти рассчитывают на привлечение зарубежных партнеров, в том числе из Южной Кореи, Японии и Скандинавии, с которыми ведутся переговоры о трансфере технологий и инвестициях. Правительство также рассматривает возможность предоставления долгосрочных контрактов и налоговых преференций для стимулирования частного участия.

По мнению экспертов, программа способна изменить расстановку сил на мировом рынке, который в настоящее время контролируют Китай, Южная Корея и Япония. Индийская инициатива отвечает растущему спросу на диверсификацию поставок судостроительной продукции на фоне геополитической турбулентности и переориентации глобальных логистических цепочек. В то же время успех проекта во многом будет зависеть от согласованности действий между федеральным центром, властями штатов и частными инвесторами.