Новости - Судоходство и бизнес



25.01.2010 - Рынок фрахтовых ставок на танкеры, результаты 2009 года

В декабре танкерный рынок продемонстрировал стабильность, а в сравнении с показателями на ноябрь месяц фрахтовые ставки вновь выросли. Это коснулось обоих сегментов рынка, в частности сегмента перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Потери в ставках на фрахт за первую половину 2009 года были компенсированы постепенным непрерывным укреплением рынка за последний квартал 2009 года.

Фрахтовые ставки в декабре 2009 года были схожи с показателями начала 2009 года. Фрахтовые ставки на транспортировку сырой нефти на танкерах были на 25% ниже показателей декабря 2008 года. В годовом отношении июль 2009 года в сравнении с 2008 годом отметился падением ставок на фрахт на 70%. В сегменте танкеров для перевозки нефтепродуктов улучшение еще более заметно, в июле 2009 показатель сегмента составил -60%, в декабре 2009 года -9%. Продолжающееся использование танкеров в качестве плавучих хранилищ для хранения сырой нефти и нефтепродуктов, рост импорта сырой нефти в Китай в 2009 году, избавление от однокорпусных танкеров и ожидание роста объемов торговли сырой нефтью и нефтепродуктами в 2010 году оказали значительную поддержку фрахтовым ставкам на конец 2009 года. По мнению экспертов, эта тенденция продолжится и в ближайшие месяцы. В среднем, фрахтовые ставки сегмента VLCC приобрели 8 пунктов по шкале WS в декабре 2009 года в сравнении с предыдущими месяцами. Количество VLCC, участвующих в операциях по хранению сырой нефти, оставалось неизменным на конец декабря 2009 года, в сравнении с показателями ноября, несмотря на расширение структуры контанго во фьючерсах сырой нефти в этот же период. По предварительным подсчетам, объем хранения сырой нефти на VLCC к концу декабря 2009 достигал 50 миллионов баррелей, при этом для хранения использовались 25 VLCC. Около половины от общего объема хранящихся нефтепродуктов находилось на побережье Мексиканского Залива США. Оставшаяся часть находилась в Европе. С другой стороны, по предварительным подсчетам объем средних дистиллятов, хранящихся на воде, на конец декабря 2009 года составлял около 100 млн. баррелей. Этот показатель следует считать стабильным в сравнении с ноябрем 2009 года, тем не менее, на конец месяца наблюдался рост объемов средних дистиллятов, хранящихся на танкерах в Европе, что сместило с лидирующих позиций регионы АТР и Западной Африки. Согласно докладам, в АТР на конец декабря 2009 г. на воде хранилось около 16 млн. баррелей нефти. По предварительным данным, объём по сделкам на транспортировку нефти марки OPEC, выросли в декабре на 6% до 11,9 миллионов баррелей в день, в сравнении с 11,25 миллионами баррелей в день в ноябре 2009 года. На Ближнем Востоке этот показатель составил 6,12 миллионов баррелей в день, что указывает на рост на 2% в сравнении с показателем прошлого месяца. В декабре 2009 года ставки на фрахт нефти из других регионов, не считая Ближний Восток, выросли на 0,53 миллионов баррелей в день или на 10%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, фрахтовые ставки на нефти марки OPEC в декабре достигли средних показателей в 18,99 миллионов баррелей в день, что на 3% выше показателей предыдущего месяца и на 2,59 миллионов баррелей в день или на 16% больше показателей прошлого года. Нефти марки OPEC в декабре 2009 года было продано 22,97 миллионов баррелей в день, в сравнении с 22,77 миллионами баррелей в день на ноябрь 2009 года, продажи упали на 4%. Продажи Ближневосточной нефти составили 16,89 миллионов баррелей в день за декабрь 2009 года в сравнении с 16,6 миллионами баррелей в день на ноябрь, что также на 4% ниже показателей прошлого года. В Северную Америку было доставлено в декабре 2009 года 8,31 миллионов баррелей в день, в сравнении с 8,41 миллионами баррелей в день месяцем ранее. Показатели прихода сырой нефти в Европу и на Дальний Восток составили 11,7 миллионов баррелей в день и 8.32 миллионов баррелей в день соответственно, что на 4% ниже показателей месячной давности по Европе и на 2% выше показателей за ноябрь 2009 года по Дальнему Востоку. Как сообщает Hellenic Shipping news, ставки на фрахт VLCC продолжили укрепляться на протяжении декабря 2009 года по всем направлениям, а на последней неделе месяца достигли показателей, которые в последний раз можно было наблюдать лишь в начале года. Средние ставки на VLCC выросли в декабре на 18%, в сравнении с ноябрем. В годовом отношении ставки в целом были схожи с показателями декабря 2008 года.На 25 декабря 2009 года ставки на фрахт VLCC из Персидского Залива по восточному маршруту остановились на отметке в 59 пунктов по шкале Уорлдскейл. Среднемесячный показатель за декабрь 2009 года составил 57 пунктов по шкале Уорлдскейл. Показатель ноября месяца составил 47 пунктов по шкале Уорлдскейл. За 2009 год это второе повторение среднемесячных показателей. По западным направлениям ставки на фрахт VLCC выросли на 19%, в сравнении с ноябрем 2009 года. Ставки на фрахт VLCC по направлению Ближний Восток- Северо-западная Европа составляли на начало января 2009 года 34 пункта по шкале Уорлдскейл, на конец месяца этот показатель составил 40 пунктов по шкале Уорлдскейл, среднемесячный показатель за январь 2009 составил 38 пунктов по шкале Уорлдскейл, что чуть ниже средний показателей февраля. С другой стороны ставки на фрахт из Западной Африки на Восток для VLCC были выше общего показателя в 60 пунктов по шкале Уорлдскейл. Они почти достигли наиболее высокой отметки конца декабря 2009 в 64 пункта по шкале Уорлдскейл. За 2009 год это наиболее высокий показатель. Средняя ставка на фрахт по данному направлению составила 62 пункта по шкале Уорлдскейл. В сравнении с ноябрем 2009 года это рост на 15%. Фрахтовые ставки на рынке суэцмаксов были стабильны в декабре 2009 года, в отличие от ноября 2009 года, и колебались у 70 пунктов по шкале Уорлдскейл. Этот сегмент танкеров потерял в среднем 5% за декабрь 2009 года, в сравнении с предыдущими месяцами и был единственным, который потерял за месяц в сравнении с другими сегментам рынка танкеров. По направлению Западная Африка - США ставки на фрахт падали с начала декабря месяца, доходя до 66 пунктов по шкале Уорлдскейл, когда в начале месяца они останавливались на 80 пунктах. Тем не менее, затем они выросли до среднего показателя за месяц в 74 пункта по шкале Уорлдскейл. В сравнении с 76 пунктами в ноябре 2009 года. По направлению Северо-западная Европа - США, ставки на фрахт следовали тем же направлением, в декабре 2009 года они потеряли 5 пунктов по шкале Уорлдскейл или 7%.