Новости - Катастрофы и аварии



02.12.2024 - Недосмотр автопилота: как 12 минут замешательства решили судьбу HMNZS Manawanui

В промежуточном отчете следственного суда говорится, что к катастрофе привела критическая серия человеческих ошибок, связанных с системой автопилота HMNZS Manawanui.

Водолазное и гидрографическое судно Королевских ВМС Новой Зеландии было потеряно после катастрофического инцидента с посадкой на мель у южного побережья Самоа 5 октября 2024 года во время плановых исследовательских работ.

«Непосредственной причиной посадки на мель была определена серия человеческих ошибок, из-за которых автопилот судна не был отключен, когда это было необходимо», — заявил командующий ВМС контр-адмирал Гарин Голдинг.

Инцидент произошел в течение всего 12 минут вечером 5 октября, когда судно работало в сложных условиях, включая сильный ветер до 25 узлов и умеренные волны. Примерно в 18:15, во время того, что должно было быть обычным поворотом на правый борт, экипаж обнаружил, что судно не реагирует на корректировки курса.

Ситуация быстро ухудшилась, когда судно покинуло одобренную зону исследования и, несмотря на попытки остановить его, движение ускорилось к рифу со скоростью, превышающей 10 узлов.

В результате критической оплошности экипаж ошибочно приписал невосприимчивость судна отказу управления подруливающим устройством, когда на самом деле судно оставалось в режиме автопилота.

«Ошибочно оценив отказ управления подруливающим устройством, стандартные процедуры должны были побудить экипаж судна проверить, находится ли судно под ручным управлением, а не на автопилоте. Эта проверка не была проведена», — добавил Голдинг.

Судно продолжало следовать своим неконтролируемым курсом около 635 метров, испытывая несколько посадок на мель, прежде чем управление было окончательно восстановлено в 18:27, когда автопилот был окончательно отключен.

Капитан Manawanui, уроженка Великобритании Ивонн Грей, столкнулась с интенсивными онлайн-преследованиями из-за инцидента. Тем не менее, в отчете одобряются ее решительные действия по покиданию судна вскоре после посадки на мель в 18:46, что помогло спасти 75 жизней.

«Своевременность решения покинуть судно и оставить генераторы Manawanui работать способствовала успешному процессу покидания и, вероятно, предотвратила серьезные травмы или смерть», — говорится в промежуточном отчете.

Судьба судна была решена ранним утром 6 октября, когда серия катастрофических пожаров привела к его опрокидыванию и окончательному затоплению.

Силы обороны Новой Зеландии отреагировали немедленными корректирующими мерами, включая проверки всего флота и расширенные протоколы обучения. «Я хочу заверить общественность Новой Зеландии, что мы извлечем урок из этой ситуации, и что я, как главнокомандующий ВМС, должен вернуть ваше доверие», — сказал Голдинг.

Ожидается, что полный отчет суда по расследованию будет готов в начале 2025 года, после чего последуют дисциплинарные разбирательства. Подробная хронология инцидента приведена ниже:

Хронология катастрофы:

• В субботу 5 октября 2024 года судно HMNZS Manawanui проводило исследовательские работы на южной стороне Апиа, Самоа, при сильном ветре до 25 узлов и умеренной зыби.

• Исследование проводилось в области в форме коробки, проходящей с востока на запад по исследовательским полосам, которые начинаются снаружи и идут внутрь.

• Около 18:15 экипаж судна предпринял попытку обычного поворота на правый борт, первоначально на курс 340 градусов, в пределах района исследования, как часть поворота. Экипаж попытался свернуть с курса 340 градусов на правый борт в сторону восточного курса, но судно не отреагировало так, как предполагалось.

• Вскоре после этого Manawanui покинул одобренную зону исследования, и в попытке остановить судно экипаж предпринял дальнейшие действия, которые, по их мнению, должны были привести к торможению судна.

• Manawanui не замедлился и не остановился, а вместо этого судно начало ускоряться в сторону рифа, впервые сев на мель около 18:17 на скорости более 10 узлов.

• Затем судно прошло около 635 метров (400 ярдов), прежде чем село на мель, сев на мель несколько раз по пути.

• Полный контроль над движительной системой Manawanui был восстановлен только через 10 минут, в 18:27, когда автопилот судна был отключен. Невозможность повернуть судно в восточном направлении с курса 340 градусов и остановить судно объясняется тем, что судно находилось в режиме автопилота.

• Затем были предприняты безуспешные попытки увести судно от рифа.

• После посадки на мель Manawanui был доставлен на аварийные станции, и были проведены поиски для проверки повреждений.

• Внутри судна не было обнаружено никаких повреждений или затоплений. Однако оценки устойчивости, проведенные после посадки на мель, показали, что Manawanui больше не был стабильным.

• Примерно в 18:46, примерно через 30 минут после первоначальной посадки на мель, было принято решение покинуть судно.

• Своевременность решения покинуть судно и оставить генераторы Manawanui работать способствовала успешному процессу покидания и, вероятно, предотвратила серьезные травмы или смерть.

• После того, как судно было оставлено, на нем произошел ряд катастрофических пожаров, после чего оно опрокинулось и затонуло утром в воскресенье 6 октября.